25 марта 2014 г. |
Дело N А13-1006/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 25.03.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.07.2013 (судья Киров С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 (судьи Смирнов В.И., Осокина Н.Н., Пестерева О.Ю.) по делу N А13-1006/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кредит-Сервис" (место нахождения: г. Вологда, ул. Преображенского, д. 45, кв. 8; ОГРН 1023500896803; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным пункта 3 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - Управление) от 18.01.2013 N 12 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда первой инстанции от 31.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.12.2013, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит указанные решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит правомерные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением на основании распоряжения от 20.12.2012 N 12 в период с 15.01.2013 по 18.01.2013 проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проверки, в частности, выявлено и зафиксировано в акте от 18.01.2013, что Обществом план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не согласован с органом местного самоуправления.
Предписанием от 18.01.2013 N 12 (пункт 3) Обществу предложено устранить выявленное нарушение в срок до 17.01.2014.
Сославшись на отсутствие оснований для выдачи предписания, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление исходя из того, что требование о согласовании организацией плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с органом местного самоуправления не основано на нормах действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. При этом апелляционным судом указано, что Управлением не представлены доказательства вхождения Общества в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), согласно пункту 3 которого единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Пунктом 14 Положения N 794 предусмотрено, что в состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 16 Положения N 794 привлечение сил постоянной готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых ими объектах и территориях, планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.
Согласно пункту 23 Положения N 794 проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
В данном случае в акте проверки и предписании Управление сослалось на нарушение Обществом пунктов 16, 23 упомянутого Положения, а также пункта "а" статьи 14 Закона N 68-ФЗ, в соответствии с которым организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты от чрезвычайных ситуаций работников и подведомственных объектов производственного и социального назначения.
Между тем, доказательств того, что на объектовом уровне Общества созданы силы постоянной готовности, которые могут быть привлечены к ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Управление вопреки части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Кроме того, согласно Закону Вологодской области от 25.03.2008 N 1773-ОЗ "О защите населения и территорий Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организация, состав сил и средств, а также порядок функционирования Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются положением, утверждаемым Правительством области (статья 9).
Правительство Вологодской области постановлением от 31.01.2011 N 65 утвердило Положение о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 2.13 указанного Положения проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в рамках территориальной подсистемы на основе плана действий территориальной подсистемы и ее звеньев.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти участвуют в мероприятиях, проводимых в рамках территориальной подсистемы, в соответствии с планами, согласованными с Управлением.
Требования об обязанности организаций согласовывать с органом местного самоуправления план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера данное Положение не содержит.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что предписание о согласовании Обществом плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не основано на нормах действующего законодательства, а также нарушает его права и законные интересы.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.07.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 по делу N А13-1006/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.