26 марта 2014 г. |
Дело N А56-19763/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Малышевой Н.Н. и Марьянковой Н.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Романовой М.О. (доверенность от 26.12.2013), от общества с ограниченной ответственностью "Транс-Строй" Барановой Л.С. (доверенность от 09.01.2014),
рассмотрев 25.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс-Строй" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2013 (судья Бойко А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Тимухина И.А.) по делу N А56-19763/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: Москва, ул. Нижняя Басманная, дом 2; ОГРН 1037739877295 (далее - ОАО "РЖД", Дорога), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Строй", место нахождения: Санкт-Петербург, улица Марата, дом 86, литера А; ОГРН 1069847554721 (далее - ООО "Транс-Строй"), и закрытому акционерному обществу "БИГ-Лизинг", место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Малая Монетная, дом 3, литера Г (далее - ЗАО "БИГ-Лизинг"), о взыскании солидарно с ответчиков 634 533 руб. 80 коп. убытков, возникших в связи с повреждением локомотива ВЛ-10 N 1572, пострадавшего в результате дорожного транспортного происшествия 09.05.2010 на регулируемом переезде Мга - Войтоловка Октябрьской железной дороги.
Решением суда от 09.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.12.2013, с ООО "Транс-Строй" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 634 533 руб. 80 коп. убытков и 15 690 руб. 67 коп. расходов по госпошлине. В иске к ЗАО "БИГ-Лизинг" отказано.
В кассационной жалобе ООО "Транс-Строй" просит названные решение и постановление отменить и дело направить на новое рассмотрение, указывая, что оно не принимало участия в рассмотрении дела в суде первой инстанции, а потому не могло представить свои контраргументы относительно суммы ущерба, взысканной с ООО "Транс-Строй".
В отзыве на кассационную жалобу Дорога просит решение и постановление по делу оставить без изменения.
В судебном заседании представители ООО Транс-Строй" и ОАО "РЖД" отстаивали свои позиции.
ЗАО "Биг-Лизинг" о месте и времени судебного разбирательства извещено, представители не явились.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 09.05.2010 на регулируемом переезде Мга - Войтоловка Октябрьской железной дороги произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля "Scania" с государственным регистрационным номером В 348 СМ 98 и локомотива ВЛ-10 N 1572.
Из имеющегося в деле постановления от 24.05.2010 мирового судьи судебного участка N 45 Ленинградской области при рассмотрении административного дела N 5-318/10 следует, что дорожно-транспортное происшествие произошло в результате нарушения водителем автомобиля "Scania" Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090. Водитель, управляя автомобилем, нарушил пункт 15.3 названных Правил, выехав на железнодорожный переезд при запрещающем сигнале светофора, где и допустил столкновение с локомотивом ВЛ-10 N 1572, принадлежащим ОАО "РЖД".
Этим же постановлением мирового судьи водитель вышеуказанного автомобиля признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 3 (три) месяца.
Как указывает Дорога, по заключению независимой экспертизы N 45/2011, проведенной с 11.02.2011 по 15.02.2011 обществом с ограниченной ответственностью "Экспертиза", произведена оценка ущерба, причиненного владельцу локомотиву, и сумма восстановительного ремонта поврежденного локомотива составила 634 533 руб. 80 коп.
Именно эти обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали правомерными притязания истца на возмещение ущерба, удовлетворив иск Дороги за счет ООО "Транс-Строй".
Кассационная инстанция считает выводы судов правильными и не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ООО "Транс-Строй".
Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из материалов дела усматривается, что на момент совершения дорожно-транспортного происшествия грузовой автомобиль "SCANIA" (государственный регистрационный номер В 348 СМ 98) находился в лизинге на основании договора лизинга от 02.07.2008 N 02/07/08-АТ, заключенного между ЗАО "БИГ-Лизинг" (лизингодателем) и ООО "Транс-Строй" (лизингополучателем).
Спорный автомобиль предоставлен ООО "Транс-Строй" во временное владение и эксплуатацию (лизинг) 11.07.2008, что подтверждается актом приема-передачи в эксплуатацию (лизинг) N 2 автотранспортного средства (приложение к договору лизинга от 02.07.2008 N 02/07/08-АТ).
Согласно пункту 6.11 общих правил финансовой аренды (лизинга) транспортных средств, являющихся неотъемлемой частью вышеназванного договора лизинга, лизингополучатель несет полную ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, окружающей среде или имуществу других лиц, а также любого иного ущерба, причиненного в процессе пользования предметом лизинга.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга.
Как при разрешении спора, так и при пересмотре дела в апелляционном порядке суды всесторонне и полно исследовали обстоятельства дела. Суды установили, что лицом, ответственным за причинение убытков Дороге, в данном случае является ООО "Транс-Строй" как титульный владелец автомобиля, находящегося на момент совершения дорожно-транспортного происшествия у лизингополучателя в лизинге.
Законно применив вышеназванные нормы материального права, суды, исходя из имеющихся в деле доказательств, подтверждающих размер убытков, правомерно удовлетворили иск ОАО "РЖД" за счет ООО "Транс-Строй".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание. В данном случае податель жалобы в силу части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был извещен о месте и времени рассмотрения дела в суде первой инстанции и не был лишен возможности представить свои контраргументы против доводов истца по поводу размера ущерба.
Между тем, в деле не имеется ни одного документа, опровергающего расчет истца по заявленной сумме ущерба. Доводы жалобы фактически направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, в то время как оснований для их переоценки не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 по делу N А56-19763/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс-Строй" - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.