01 апреля 2014 г. |
Дело N А56-29472/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Захаровой М.В.,
судей Гафиатуллиной Т.С., Грачевой И.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Стэкс" Слободина А.В. (доверенность от 03.02.2014), от Комитета по управлению городским имуществом Вишневской М.В. (доверенность от 25.12.2013),
рассмотрев 27.03.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стэкс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2013 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 (судьи Серикова И.А., Желтянников В.И., Барканова Я.В.) по делу N А56-29472/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стэкс", место нахождения: Санкт-Петербург, Новоладожская ул, д. 6 А, ОГРН 1037828009031 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по управлению городским имуществом (далее - Комитет), выразившегося в невыдаче Обществу схемы расположения на кадастровом плане соответствующей территории земельного участка с кадастровым номером 78:3190:2002, по адресу: Санкт-Петербург, Новоладожская ул., д. 6, лит. А, и обязании выдать Обществу указанный документ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ).
Решением суда первой инстанции от 02.10.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.12.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество указывает, что обжалуемые решение и постановление являются незаконными и необоснованными, в связи с этим просит данные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, согласно положениям статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Комитет является органом, уполномоченным на выдачу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, а судами сделан необоснованный вывод об отсутствии у Комитета таких полномочий.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в отзыве.
КЗРиЗ, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является собственником нежилого здания с кадастровым номером 78:3190:0:8, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Новоладожская ул., д. 6, лит. А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.03.2001.
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 04.10.2012 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного под принадлежащим Обществу на праве собственности зданием.
Письмом от 18.03.2013 N 1165/2013 Комитет, рассмотрев обращение Общества от 14.02.2013 N 916/13 о направлении заявления в КЗРиЗ о проведении топогеодезических работ в отношении спорного земельного участка, отказал Обществу в направлении заявления и согласовании представленной схемы.
Общество, ссылаясь на то, что бездействие Комитета, выразившееся в невыдаче схемы расположения спорного земельного участка, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
В силу положений статей 198, 201 АПК РФ требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при условии нарушения оспариваемыми решением или действием (бездействием) закона или иного нормативного правового акта, а также прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, к заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка.
Пункт 7 статьи 36 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельного участка в собственность, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.
Как следует из материалов дела, граница испрашиваемого Обществом земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что Комитет не наделен полномочиями согласовывать и утверждать схему расположения земельного участка, такие полномочия предоставлены КЗРиЗ.
Согласно пункту 4.2 Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка, утвержденного распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп, решение об утверждении границ земельных участков, площадь которых по результатам топогеодезических работ составляет до 3 га включительно, принимает КЗРиЗ.
В соответствии с пунктом 3.49 Положения о КЗРиЗ, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 N 640, КЗРиЗ обладает полномочиями по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории, если указанное полномочие не отнесено к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Административным регламентом, утвержденным распоряжением КЗРиЗ от 13.03.2013 N 1200-рк, регулируются отношения, возникающие между заявителями и КЗРиЗ по предоставлению государственной услуги по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории, если указанное полномочие не отнесено к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Согласно пункту 1.2. названного Административного регламента с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в КЗРиЗ обращаются физические и юридические лица, фактически использующие земельные участки, предоставленные им в установленном порядке, права на которые не были оформлены, либо владельцы объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, правоустанавливающие документы на которые подлежат оформлению в соответствии со статьей 36 ЗК РФ. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для утверждения схемы расположения земельного участка, подлежащих предоставлению заявителем установлен пунктом 2.6. Административного регламента.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель не доказал, что оспариваемое бездействие Комитета не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, нарушает его права и законные интересы. Суды первой и апелляционной инстанций правомерно не нашли оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Утверждение Общества о том, что Комитет является органом, уполномоченным на выдачу схемы расположения земельного участка, со ссылкой на письмо КЗРиЗ от 28.10.2013 N 7/35376 не принимается, так как в письме речь идет о предоставлении КЗРиЗ иной государственной услуги по утверждению границ земельных участков.
Кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу N А56-29472/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стэкс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Захарова |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.