08 апреля 2014 г. |
Дело N А26-2706/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кудина А.Г.,
судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Рабачева А.В. (доверенность от 13.07.2012),
рассмотрев 01.04.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.08.2013 (судья Денисова И.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2013 (судьи Жиляева Е.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А26-2706/2013,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН 1071001000828 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", место нахождения: 117630, Москва, улица Академика Челомея, дом 5 "А" (далее - Общество, Компания), о взыскании причиненного лесам ущерба в размере 2 918 059 руб. 58 коп.
Определением от 31.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Арго Строй" (далее - ООО "Арго Строй").
Решением суда первой инстанции от 29.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.12.2013, в удовлетворении иска Министерству отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные решение и постановление судов отменить, а также принять новый судебный акт - об удовлетворении требований истца.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает, что судебные акты законны и обоснованны, в связи с чем просит оставить их без изменения, а жалобу Министерства - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Компании возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители Министерства и ООО "Арго Строй", надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, лесничим "Виданского участкового лесничества" ("Виллагорское по лесоустройству") было обнаружено, что в квартале 75 (на выделах 34 и 46), в квартале 76 (на выделах 24, 25, с 31 по 34) вдоль трассы "ВЛ-223" была совершена незаконная рубка деревьев в объеме 484, 59 куб.м.
По факту обнаружения незаконной рубки 24.09.2012 был составлен акт осмотра.
Также 24.09.2012 ГКУ РК "Пряжинское центральное лесничество" было направлено заявление в Межмуниципальный отдел МВД России "Олонецкий" (отделение полиции по Пряжинскому району) о факте незаконной рубки лесных насаждений, просило установить и привлечь виновных лиц к ответственности.
Однако постановлением от 11.12.2012 по указанному факту в возбуждении уголовного дела в отношении ответчика отказано.
ГКУ РК "Пряжинское центральное лесничество" 18.10.2012 направило в адрес Общества извещение о составлении протокола о лесонарушении.
Инженером по охране и защите лесов ГКУ РК "Пряжинское центральное лесничество" Смирновой Л.А. 31.10.2012 в отношении Компании был составлен протокол о лесонарушении.
В адрес Общества 24.01.2013 было также направлено претензионное письмо N 122, в котором ему предложено оплатить ущерб в размере 2 918 059 руб. 58 коп.
Поскольку Компания отклонила указанное письмо, Министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды двух инстанций правомерно отказали в удовлетворении иска исходя из следующего.
На основании пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
В силу части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ на землях лесного фонда допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, - для использования линий электропередач и других линейных объектов. В целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 названной статьи, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 45 ЛК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 утверждены "Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" (далее - Правила N 223).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 223 в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
В пункте 9 Правил N 223 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Для проведения названных в пунктах 8 и 9 Правил N 223 выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан юридические и физические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, направляют в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, не позднее 15-ти дней до завершения рубки, при проведении рубок в целях предотвращения аварий или проведения аварийно-спасательных работ - не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала рубок, следующую информацию: а) наименование юридического лица; фамилия, имя, отчество - для физического лица; б) объем и породный состав вырубаемой древесины; в) сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства (выдел, квартал) (для объектов электросетевого хозяйства также указывается диспетчерское наименование объекта и проектный номинальный класс напряжения); г) срок завершения рубки лесных насаждений (пункт 10 Правил N 223).
Согласно пункту 11 Правил N 223 в целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила) установлено, что границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются сетевой организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании. Границы охранной зоны подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим технический контроль и надзор в электроэнергетике. После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны (пункт 6 Правил)
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество является собственником объектов Единой национальной электрической сети (что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 13.10.2008), в том числе Компании принадлежит "ВЛ-223".
Во исполнение пункта 6 Правил Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата по Республике Карелия" 11.01.2012 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах охранной зоны "ВЛ-223".
Между Обществом и ООО "Арго Строй" 08.08.2012 был заключен договор подряда N 236/ИД. Согласно названному договору ООО "Арго Строй" обязалось выполнить работы по расширению просеки "ВЛ-223", в том числе на участке в квартале 75 (на выделах 34 и 36), в квартале 76 (на выделах 24, 25, с 31 по 34).
Согласно актам приемки выполненных работ от 24.12.2012 подрядчик задание выполнил и сдал результат работы заказчику.
Компания письмом от 07.12.2012 N М7/П2/02/1781 направила в адрес Министерства уведомление о произведенной рубке.
В виду изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество уведомило ГКУ РК "Пряжинское центральное лесничество" в срок установленный пунктом 10 Правил N 223.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для применения такой ответственности истцу необходимо доказать в совокупности: наличие убытков в заявленном к возмещению размере; вину ответчика в возникновении данных убытков; а также причинную связь между понесенными истцом убытками и виновными действиями ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о недоказанности Министерством совокупности вышеперечисленных обстоятельств для привлечения Общество к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда лесному фонду.
Кассационный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального права и сводятся к иной оценке установленных фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.08.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2013 по делу N А26-2706/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.