08 апреля 2014 г. |
Дело N А44-1135/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Константинова П.Ю., Самсоновой Л.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Троллейбусное депо" Ковалева М.В. (доверенность от 27.01.2014),
рассмотрев 08.04.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 23.08.2013 (судья Самарин А.Д.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 (судьи Шадрина А.Н., Носач Е.В., Романова А.В.) по делу N А44-1135/2013,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода "Троллейбусное депо" (после реорганизации - открытое акционерное общество "Троллейбусное депо"; место нахождения: Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 175; ОГРН 1135321001782; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском о взыскании убытков с Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (далее - Департамент) в сумме 2 719 251 руб. и с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в сумме 3 624 398 руб. (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП Великого Новгорода "Центральная диспетчерская служба общественного транспорта".
Решением суда первой инстанции от 23.08.2013 в пользу Общества взыскано с Новгородской области в лице Департамента за счет средств казны Новгородской области 2 719 251 руб. и с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации 3 624 398 руб.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.12.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить в части удовлетворения иска к Новгородской области. По мнению подателя жалобы, у судов не имелось оснований для взыскания убытков за счет средств казны Новгородской области.
В судебном заседании представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество в 2012 году на основании договора от 21.06.2012 N 11Д, заключенного с Администрацией Великого Новгорода, осуществляло транспортное обслуживание населения на городских маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в установленных остановочных пунктах, в том числе - льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ).
Согласно расчету Общества недополученные им доходы в связи с перевозкой по ЕСПБ льготных категорий граждан регионального регистра в период с июля по декабрь 2012 года составили сумму в 2 719 251 руб.
Сославшись на то, что за счет средств соответствующего бюджета убытки не компенсированы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, проверив расчет Общества и признав за ним право на компенсацию убытков, удовлетворил исковые требования к Новгородской области в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение Закона Новгородской области от 02.06.2009 N 540-ОЗ "О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок" постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 N 519 "О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами" в рассматриваемом периоде стоимость месячного ЕСПБ для льготных категорий граждан установлена в размере 120 руб. и 310 руб. (в зависимости от категории льготы).
В силу пункта 7 статьи 15 Закона Новгородской области от 12.12.2011 N 1145-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" субсидии организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области, предоставляются в порядке, установленном Администрацией области.
Постановлением Администрации Новгородской области от 16.03.2009 N 65 утвержден Порядок предоставления указанных субсидий, согласно которому перечисление субсидии перевозчику производится на основании представляемого им ежеквартально отчета о транспортной работе, содержащего, в частности, информацию о пробеге пассажирского транспорта в место-километрах, а также о количестве реализованных ЕСПБ и полученной выручке от их реализации.
В данном случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество в установленном порядке представило отчеты о транспортной работе за спорный период, содержащие указанную информацию.
По расчету перевозчика сумма недополученных доходов в связи с перевозкой льготных категорий граждан регионального регистра с учетом полученной суммы компенсации составила 2 719 251 руб.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований Общества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Как указано в пункте 19 названного Постановления, ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции взыскал с Новгородской области в лице Департамента за счет средств казны Новгородской области в пользу Общества 2 719 251 руб., с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
При этом апелляционным судом установлено, что сумма доходов, полученных от реализации ЕСПБ, определена истцом с учетом доли транспортных перевозок на основании финансовых расчетов МУП "Центральная диспетчерская служба общественного транспорта", использованные в расчетах показатели не оспорены ответчиками и подтверждены соответствующими документами, а возражения Департамента о том, что истцом не доказан факт причинения ему реального ущерба в связи с перевозкой по ЕСПБ отдельных категорий граждан, отклонены судом апелляционной инстанции, как противоречащие материалам дела.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 23.08.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 по делу N А44-1135/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.