15 апреля 2014 г. |
Дело N А44-4326/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Серовой В.К., Старченковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.11.2013 (судья Богаева Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 (судьи Зайцева А.Я., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу N А44-4326/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Великий Новгород" (место нахождения: Великий Новгород, ул. Загородная, д. 2, к. 2, ОГРН: 1025300780812; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (место нахождения: Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, ОГРН: 1025300788094; далее - Департамент) и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (место нахождения: Москва, ул. Ильинка, д. 9; далее - Министерство финансов) о взыскании за счет средств казны 14 258 000 руб. 97 коп. убытков от реализации населению сжиженного газа по государственным регулируемым ценам в I полугодии 2013 года (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее - Комитет) и Правительство Новгородской области (далее - Правительство).
Решением от 25.11.2013 с Департамента в пользу Общества за счет средств казны Новгородской области взыскано 12 083 051 руб. 68 коп. убытков за первое полугодие 2013 года. В удовлетворении остальной части иска отказано. В иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.02.2014 решение от 25.11.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм права. Податель жалобы полагает, что надлежащим ответчиком является Российская Федерация, как публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение от 25.11.2013 и постановление апелляционной инстанции от 04.02.2014 без изменения, полагая их правомерными.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации Новгородской области от 23.11.2010 N 351-рз "Об уполномоченной организации по реализации сжиженного углеводородного газа на территории области" Общество определено в качестве уполномоченной организации на территории области по обеспечению поставок сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населению.
Общество 23.10.2012 обратилось в Комитет с заявлением об установлении цен на 2013 год на реализуемый населению, жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд населения. По представленным Обществом документам расчетные цены на газ на 2013 год должны составить: сжиженный газ, реализуемый населению без учета доставки до потребителя - 46 руб. 15 коп. за кг; сжиженный газ, реализуемый с мест промежуточного хранения - 55 руб. 58 коп. за кг; сжиженный газ, реализуемый в баллонах с учетом доставки до потребителей - 60 руб. 27 коп. за кг; сжиженный газ, реализуемый из групповых резервуарных установок - 110 руб. 18 коп. за кг.
Постановлением Комитета от 18.12.2012 N 81 "О розничных ценах на сжиженный углеводородный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения на 2013 год" установлены следующие розничные цены на газ: сжиженный газ, реализуемый населению без учета доставки до потребителя: с 01.01.2013 - 29 руб. 27 коп. за кг, с 01.07.2013 - 33 руб. 66 коп. за кг, сжиженный газ, реализуемый с мест промежуточного хранения, с 01.01.2013 - 29 руб. 27 коп. за кг, с 01.07.2013 - 33 руб. 66 коп. за кг, сжиженный газ, реализуемый в баллонах с учетом доставки до потребителей - с 01.01.2013 - 35 руб. 81 коп. за кг, с 01.07.2013 - 41 руб. 18 коп. за кг, сжиженный газ, реализуемый из групповых резервуарных установок - с 01.01.2013 - 33 руб. 53 коп. за кг, с 01.07.2013 - 92 руб. 94 коп. за кг. Результаты рассмотрения заявления Общества отражены в протоколе заседания правления Комитета от 18.12.2012 N 81.
Как следует из протокола, Комитетом при установлении тарифа не приняты по критерию экономической нецелесообразности ряд расходов.
Исключив из планируемого Обществом размера необходимой валовой выручки по реализации газа населению ряд экономически необоснованных расходов, Комитет установил расчетные цены по реализации газа населению на 2013 год с учетом принятых экономически обоснованных расходов. Указанные цены нашли свое отражение в таблице N 4 протокола. Как следует из таблицы N 4 протокола среднегодовые расчетные цены на газ на 2013 года по расчету Комитета должны составить: сжиженный газ, реализуемый населению без учета доставки до потребителя - 33 руб. 01 коп. за кг, сжиженный газ, реализуемый с мест промежуточного хранения - 38 руб. 35 коп. за кг, сжиженный газ, реализуемый в баллонах с учетом доставки до потребителей - 43 руб. 59 коп. за кг, сжиженный газ, реализуемый из групповых резервуарных установок - 58 руб. 99 коп. за кг.
Поскольку рост цен на газ во 2 полугодии 2013 года к действующим ценам составил: на сжиженный газ, реализуемый населению без учета доставки до потребителя - 24,12 %, на сжиженный газ, реализуемый с мест промежуточного хранения - 58,56 %, на сжиженный газ, реализуемый в баллонах с учетом доставки до потребителей - 41,08 %, на сжиженный газ, реализуемый из групповых резервуарных установок - 157,74 %, что превысило предельный рост цен на газ в соответствии с прогнозом социально экономического развития Российской Федерации, Комитет ограничил размер розничной цены на газ с 01.07.2013 в размере 115 % от цен, действующих во втором полугодии 2012 года.
Ссылаясь на то, что в результате применения индекса - дефлятора установлен тариф ниже экономически обоснованного, что не обеспечило в полном объеме возмещение связанных с реализацией газа затрат, Общество рассчитало убытки от реализации сжиженного газа населению по государственным регулируемым ценам, определив их в размере 14 258 000 руб. 97 коп. и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (далее - Основные положения) государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" (далее - Постановление N 332) установлено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, предельный рост цен на газ с 01.07.2013 установлен в размере 115 %. В прогнозный период индексация регулируемых на федеральном уровне цен (тарифов) на газ, в электроэнергетике, на тепловую энергию и другие виды коммунальных услуг будет осуществляться один раз в год с 1 июля.
Из материалов дела видно, что Общество обращалось в Арбитражный суд Новгородской области с иском об оспаривании постановления Комитета от 18.12.2012 N 81. Решением от 21.05.2013 по делу N А44-790/2013 Обществу в удовлетворении требований отказано. Принимая решение, суд установил, что применение Комитетом ограничивающего размер тарифа на газ коэффициента, который суд признал обязательным, влечет за собой возникновение разницы между утвержденными для населения и экономически обоснованными тарифами, отражающими реальные затраты Общества на реализацию газа населению. Применение в рамках государственного тарифного регулирования розничных цен на газ предполагает, что в законодательстве должен быть предусмотрен надлежащий правовой механизм возмещения потерь между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты поставщика ресурсов.
На территории Новгородской области такой правовой механизм возмещения экономических потерь газоснабжающим организациям отсутствует.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Суд правомерно определил субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации возникшие расходы, Новгородскую область, поскольку ее уполномоченным органом принято соответствующее решение.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Высшего Арбитражного Суда, данных в постановлении N 87, публично-правовое образование, органом которого принят акт об установлении тарифа, вправе возражать против иска о компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, ссылаясь на то, что оно направляло публично-правовому образованию, утвердившему обязательные показатели, предложение об их установлении или обращалось за согласованием своего решения об утверждении тарифов на уровне выше или ниже обязательных показателей с целью предотвратить возникновение межтарифной разницы. Если такое предложение не учтено или в согласовании решения отказано, либо подобное обращение не предусмотрено действующим законодательством, надлежащим ответчиком является публично-правовое образование, орган которого утвердил обязательные показатели.
Доказательств того, что Департамент направлял Министерству финансов соответствующие предложения или обращалось за согласованием своего решения с целью предотвратить возникновение возможных убытков, материалы дела не содержат.
Объемы реализованного населению на территории Новгородской области сжиженного газа за первое полугодие 2013 года подтверждаются первичной учетной бухгалтерской документацией.
При таком положении кассационная инстанция считает правильным вывод суда о взыскании с Департамента в пользу Общества 12 083 051 руб. 68 коп. убытков (исключая налог на добавленную стоимость в размере 2 174 949 руб. 29 коп.) и не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.11.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по делу N А44-4326/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.