14 апреля 2014 г. |
Дело N А21-576/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Кадулина А.В.,
при участии от государственного казенного учреждения Калининградской области "Миграционный центр" Крестниковой Е.Г. (доверенность от 20.01.2014), от Агентства по имуществу Калининградской области Крестниковой Е.Г. (доверенность от 04.04.2014), от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Хлебниковой М.В. (доверенность от 10.01.2014), от Министерства обороны Российской Федерации Хлебниковой М.В. (доверенность от 27.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.04.2013 (судья Ковалев Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Тимухина И.А.) по делу N А21-576/2013,
установил:
Государственное казенное учреждение Калининградской области "Миграционный центр", место нахождения: 236010, Калининградская обл., Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1073905015304 (далее - Миграционный центр), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342 (далее - Учреждение), Министерству обороны Российской Федерации, место нахождения: Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284 (далее - Минобороны России), о разделе земельного участка площадью 5 910 925 кв. м с кадастровым номером 39:01:051703:44 в отсутствие согласия землепользователя - Учреждения - на три земельных участка с обеспечением доступа к ним, а именно на участки площадью 12 390 кв. м и 4363 кв. м с разрешенным использованием "для размещения и обслуживания жилых зданий в населенных пунктах", площадью 5 894 172 кв. м с разрешенным использованием "специальное назначение"; принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на земельные участки площадью 12 390 кв. м и 4363 кв. м в связи с использованием данных участков не в соответствии с их целевым назначением и сохранении данного права в отношении земельного участка площадью 5 894 172 кв. м в измененных границах.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по имуществу Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900767186 (далее - Агентство), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1103926011177 (далее - Теруправление Росимущества).
Решением от 08.04.2013 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 данное решение оставлено без изменения.
Учреждение в кассационной жалобе просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение статей 35, 36, 45, 54 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, поскольку здания принадлежат истцу не на праве собственности, а на праве оперативного управления, суды необоснованно сослались на статью 35 Земельного кодекса Российской Федерации; истец не обращался в Минобороны России с заявлением о приобретении прав на земельный участок в установленном статьей 36 названного Кодекса порядке; Учреждение не уполномочено на принятие решения о разделе земельного участка; Миграционный центр не является лицом, по требованию которого может быть принудительно прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения.
Миграционный центр в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что истец предпринимал меры по разделению земельного участка, исходя из статей 216, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации является надлежащим истцом по делу.
В судебном заседании представитель Учреждения и Минобороны России (в одном лице) поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Миграционного центра и Агентства (в одном лице) против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве истца.
Теруправление Росимущества о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области от 06.09.2007 N 797-р прекращено право оперативного управления Гурьевской квартирно-эксплуатационной части района на относящееся к федеральной собственности имущество согласно приложению; данное имущество передано в государственную собственность Калининградской области. В перечень имущества вошли три жилых здания маневренного фонда площадью 2730,8 кв. м, 1867,4 кв. м и 1634,8 кв. м, расположенных по адресу: Калининградская обл., Багратионовский район, пос. Северный, д. 4, лит. А; д. 20, лит. А, а; д. 21, лит. А соответственно (в редакции распоряжения Теруправления Росимущества от 25.04.2012 N 162-р).
По акту приема-передачи от 13.09.2007 объекты переданы Агентству.
На основании указанных документов 21.05.2012 зарегистрировано право государственной собственности Калининградской области на три жилых здания маневренного фонда.
Приказом Агентства от 13.09.2007 N 626-пр (в редакции приказа от 25.12.2007 N 842-пр и с учетом приказа от 21.11.2011 N 670-пр) объекты переданы в оперативное управление Миграционному центру, за которым 21.05.2012 зарегистрировано право оперативного управления на три жилых здания по указанным выше адресам.
Названные здания расположены на земельном участке площадью 5 910 925 кв. м с кадастровым номером 39:01:051703:44, относящемся к землям иного специального назначения с разрешенным использованием "войсковая часть", поставленном на кадастровый учет 07.02.2008. Данный земельный участок был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование войсковой части 03421, которая в настоящее время расформирована и правопреемником которой является Учреждение.
В целях формирования земельных участков под объектами недвижимости по заявлению Миграционного центра указанный земельный участок с кадастровым номером 39:01:051703:44 разделен на три участка площадью 12 390 кв. м, 4363 кв. м и 5 894 172 кв. м.
Миграционный центр, ссылаясь на уклонение Учреждения от согласования границ выделенных земельных участков и внесения изменений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что в силу пункта 5 части первой статьи 1, пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с передачей зданий из федеральной собственности в собственность Калининградской области, закрепившей эти объекты на праве оперативного управления за Миграционным центром, к новому правообладателю объектов недвижимости перешло и право пользования соответствующим земельным участком, занятым этими объектами и необходимым для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, которые имелись у прежнего собственника. Отчуждение объектов недвижимости влечет прекращение прав прежнего собственника зданий на земельный участок под ними, площадь которого определяется с учетом норм отвода земель для конкретных видов деятельности, а также в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В таком случае Миграционный центр вправе требовать от прежнего землепользователя совершения действий, необходимых для оформления прав на земельный участок нового правообладателя зданий.
С учетом изложенного, а также непредставления ответчиками возражений по границам и площади вновь сформированных земельных участков под зданиями истца суды правомерно в соответствии с пунктами 4, 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации удовлетворили требования Миграционного центра о разделе земельного участка независимо от согласия прежних собственника, полномочия которого в отношении имущества, находящегося в ведении Вооруженных Сил, осуществляет Минобороны России, и землепользователя в лице Учреждения.
Доводы подателя жалобы о том, что Миграционный центр является ненадлежащим истцом по делу, а Учреждение - ненадлежащим ответчиком, являлись предметом исследования судов и обоснованно отклонены, поскольку объекты недвижимости, под которыми сформированы земельные участки, в настоящее время принадлежат Миграционному центру на вещном праве, а ранее переданы в собственность Калининградской области в связи с высвобождением военного имущества.
Ссылка Учреждения на неверное применение и неприменение судами статей 45, 54 Земельного кодекса Российской Федерации несостоятельна, поскольку в данном случае право постоянного (бессрочного) пользования бывшего правообладателя зданий на земельный участок в части, занятой этими зданиями, прекращается в силу закона на основании статьи 35 Кодекса, в связи с чем не требуется соблюдения специальной процедуры для принудительного прекращения этого права.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Учреждению была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. В связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции и принятием постановления не в пользу подателя жалобы с него следует взыскать в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.04.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 по делу N А21-576/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.