15 апреля 2014 г. |
Дело N А26-1212/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Власовой М.Г., Нефедовой О.Ю.,
при участии от Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Скопец П.С. (доверенность от 15.01.2014),
рассмотрев 15.04.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Олонецкого национального муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.09.2013 (судья Погорелов В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 (судьи Тойвонен И.Ю., Глазков Е.Г., Копылова Л.С.) по делу N А26-1212/2013,
установил:
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 6, ОГРН 1021000528493 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Олонецкого национального муниципального района, место нахождения: 186000, Республика Карелия, г. Олонец, ул. Свирских Дивизий, д. 1, ОГРН 1021001027629 (далее - Администрация), о взыскании 17 216 600 руб.
Определением суда от 16.05.2013 к участию в деле на стороне истца в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Карелия, место нахождения: 185660, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 19, и государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Олонецкая центральная районная больница", место нахождения: 186000, Республика Карелия, г. Олонец, ул. Карла Либкнехта, д. 34, ОГРН 1021001027266 (далее - Больница).
Решением от 06.09.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.12.2013, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать. По мнению подателя жалобы, соглашение, заключенное с Министерством (далее - Соглашение), незаконно в части возложения на Администрацию субсидиарной ответственности по долгам Больницы, поскольку распоряжение правительства Республики Карелия от 30.12.2011 N 824р-П (далее - Распоряжение), во исполнение которого заключено Соглашение, не содержит указания на субсидиарную ответственность Администрации. Соглашение является недействительным и по тому основанию, что Администрация не уполномочена формировать бюджет муниципального района. Суды неправомерно применили положения статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в то время как правоотношения сторон спора регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ). Кроме того, суд взыскал денежные средства в пользу Министерства, при том что сам истец требовал взыскать их в пользу Больницы.
В судебном заседании представитель Министерства возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, правительство Республики Карелия 30.12.2011 приняло Распоряжение, которым утвержден перечень муниципальных учреждений (как имущественных комплексов), передаваемых из муниципальной собственности Олонецкого национального муниципального района в государственную собственность Республики Карелия. В указанный перечень включено муниципальное учреждение здравоохранения "Олонецкая центральная районная больница".
Право государственной собственности Республики Карелия на передаваемое имущество возникает с даты подписания передаточного акта (пункт 3 Распоряжения).
Пунктом 4 Распоряжения муниципальное учреждение здравоохранения "Олонецкая центральная районная больница" переименовано в Больницу.
На основании пункта 6 Распоряжения Министерство и Администрация заключили Соглашение, в котором предусмотрели обязательства Администрации по погашению просроченной кредиторской задолженности Больницы по состоянию на 01.01.2012.
Согласно пункту 1 Соглашения размер просроченной кредиторской задолженности Больницы по состоянию на 01.01.2012 определяется актом сверки по состоянию на указанную дату; формирование акта осуществляется на основании актов сверок Больницы и ее кредиторов по состоянию на 01.01.2012. Стороны обязались подписать акт сверки не позднее 31.01.2012.
Пунктом 2 Соглашения предусмотрено, что Администрация несет субсидиарную ответственность по обязательствам Больницы, возникшим до момента ее передачи из муниципальной собственности Олонецкого национального муниципального района в государственную собственность Республики Карелия.
Согласно пункту 3 Соглашения при наличии у Больницы по состоянию на 01.01.2012 просроченной кредиторской задолженности Администрация обязуется предусмотреть в бюджете муниципального района на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов и обеспечить предоставление не позднее 01.09.2012 Больнице субсидии на иные цели в размере ее просроченной кредиторской задолженности, определяемой в соответствии с пунктом 1 Соглашения.
Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами обязательств (пункт 6).
Передаточным актом от 01.01.2012 Больница передана из муниципальной собственности в республиканскую.
Согласно акту сверки размер просроченной кредиторской задолженности, образовавшейся за счет непоступления средств из бюджета Олонецкого национального муниципального района, по состоянию на 01.01.2012 составил 17 216 600 руб.
Поскольку Администрация не исполнила обязательства по погащению задолженности Больницы, принятого по Соглашению, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили заявленные требования, обоснованно исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Исходя из вышеперечисленных законодательных актов суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что в период нахождения в муниципальной собственности Больница по типу организационно-правовой формы являлась бюджетным учреждением.
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) введена в действие статья 9.2 Закона N 7-ФЗ, действовавшая на момент перехода Больницы из муниципальной собственности в государственную.
Пунктом 13 статьи 33 Закона N 83-ФЗ предусмотрен переходный период - с 01.01.2011 по 01.07.2012.
Согласно пунктам 3, 6 статьи 9.2 Закона N 83-ФЗ деятельность муниципального бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений (пункт 7 Закона N 83-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 9.2 Закона N 83-ФЗ порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Порядок финансового обеспечения муниципальных бюджетных учреждений для выполнения ими муниципального задания путем предоставления им в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ субсидий из местного бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением муниципального задания, установлен пунктом 6 статьи 33 Закона N 83-ФЗ.
На переходный период форма финансового обеспечения деятельности муниципальных бюджетных учреждений в силу подпункта 1 пункта 16 статьи 33 Закона N 83-ФЗ устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления путем предоставления субсидий в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ или на основании бюджетной сметы с учетом особенностей, установленных частью 19 этой статьи.
Таким образом, как правильно указали суды, по смыслу подпункта 1 пункта 19 статьи 33 Закона N 83-ФЗ в переходный период муниципальным бюджетным учреждениям из муниципального бюджета предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ), и на иные цели.
Исходя из указанных норм деятельность Больницы до передачи ее в государственную собственность Республики Карелия должна была финансироваться собственником ее имущества - Олонецким национальным муниципальным районом.
Судами установлено неисполнение Администрацией как субсидиарным должником обязательств по Соглашению. Наличие задолженности и ее размер установлены на основании актов сверки задолженности, подписанных Больницей и ее кредиторами. Кроме того, как правильно указали суды, подписав акт сверки и заключив Соглашение, Администрация фактически признала факт ненадлежащего исполнения финансовых обязательств, возникших вследствие недофинансирования Больницы в период, когда она находилась в муниципальной собственности. На это обстоятельство ссылается и Больница (том дела 2, лист 38), указывая на неоднократное обращение в финансовое управление Администрации с заявками на выделение средств.
При таком положении иск удовлетворен правомерно.
Утверждение Администрации о недействительности Соглашения подлежит отклонению.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 03.03.2014 по делу N А26-8437/2013 Администрации отказано в иске о признании Соглашения недействительным. Как указано в данном решении, пунктом 2 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 этой статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно статье 36 устава Олонецкого национального муниципального района именно глава администрации Олонецкого национального муниципального района осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета, организует разработку и вносит в представительный орган муниципального района на утверждение проект местного бюджета, планы и программы социально-экономического развития муниципального района, а также отчет об их исполнении. Представительный орган - Совет Олонецкого национального муниципального района вопреки утверждениям Администрации об обратном не наделен полномочиями по принятию обязательств и подписанию каких-либо принятых документов. С учетом изложенного Соглашение признано соответствующим закону.
Доказательства обжалования данного решения в апелляционном порядке отсутствуют. Соответственно, Соглашение является действующим и подлежит исполнению.
Довод Администрации о том, что спорная сумма взыскана в пользу Министерства, при том что само Министерство выступало в интересах Больницы и просило взысканную сумму направить Больнице, ранее заявлялся в суде апелляционной инстанции и был правильно отклонен. Истцом по делу являлось Министерство, Больница была привлечена в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора. Поскольку иск был признан обоснованным, суд, установив действительную волю сторон, взыскал спорную сумму в пользу лица, предъявившего требование, что соответствует смыслу положений, установленных статьями 4, 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Нарушений норм процессуального права, повлекших неправильное разрешение спора по существу, судом не допущено. Вопросы последующего распределения денежных средств, которые поступят от должника, при наличии вступившего в законную силу судебного акта в порядке, установленном законом, относятся к компетенции процессуального взыскателя исходя из наличия у Министерства обязанностей и полномочий по надлежащему финансированию подведомственных государственных бюджетных учреждений здравоохранения Республики Карелия.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции находит обжалуемые решение и постановление соответствующими нормам права, обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам, не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения данных судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.09.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 по делу N А26-1212/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Олонецкого национального муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.