г. Санкт-Петербург |
|
12 декабря 2013 г. |
Дело N А26-1212/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тойвонена И.Ю.
судей Глазкова Е.Г., Копыловой Л.С.
при ведении протокола судебного заседания: Хрусталевым П.Д.
при участии:
от Администрации Олонецкого национального муниципального района: Гладких А.Е. по доверенности от 14.10.2013
от Министерства финансов Республики Карелия: Ревунова Н.В. по доверенности от 07.06.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23250/2013) Администрации Олонецкого национального муниципального района
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.09.2013 по делу N А26-1212/2013 (судья Погорелов В.А.), принятое
по иску Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия
к Администрации Олонецкого национального муниципального района
3-е лицо: Министерство финансов Республики Карелия, ГБУЗ "Олонецкая ЦРБ"
о взыскании 17 216 600 руб.
установил:
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Олонецкого национального муниципального района (далее - ответчик) о взыскании 17216600 рублей.
Решением от 06.09.2013 исковые требования удовлетворены.
Ответчик обжаловал указанное решение в апелляционном порядке, полагая, что оно вынесено с нарушением норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что заключённое соглашение ничтожно, поскольку противоречит статьям 78,1, 38.1, части 5 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ; исключительной компетенцией по принятию бюджета района обладает только Совет Олонецкого муниципального района, поэтому заключая соглашение, Администрация превысила свою компетенцию. Податель жалобы также полагает, что суд вышел за пределы заявленных требований, взыскав денежные средства в пользу Министерства, при этом ответчик считает, что учреждение (больница) должно самостоятельно отвечать по своим обязательствам и Министерство представлять интересы больницы не вправе. Кроме того, податель жалобы ссылался на наличие судебного разбирательства по заявлению налогового органа к учреждению (больнице) о взыскании задолженности по обязательным платежам, которая входит в состав просроченной кредиторской задолженности по соответствующей бюджетной классификации, в связи с чем полагал необоснованным расчет требований Министерства.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не направлены.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства иные лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, в порядке ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации (подателя жалобы) заявил ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с подачей Администрации в рамках иного судопроизводства иска, связанного с оспариванием соглашения, послужившим основанием для предъявления Министерством требований по настоящему делу.
Согласно пункту 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Рассмотрев доводы, приведенные ответчиком в обоснование своего ходатайства, апелляционный суд приходит к выводу, что они не могут служить основанием для приостановления производства по настоящему иску, так как дело А26-8490/2013 инициировано позднее принятия обжалуемого судебного акта, и само по себе оспаривание соглашения не является безусловным процессуальным основанием для приостановления апелляционного производства в рамках настоящего дела.
Представитель Администрации доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель Министерства финансов РК против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Просил судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии со статьёй 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), в государственную собственность Республики Карелия" Правительством Республики Карелия принято распоряжение от 30.12.11 N 824р-П.
Пунктом 1 распоряжения утвержден перечень муниципальных учреждений как имущественных комплексов, передаваемых из муниципальной собственности Олонецкого муниципального района в государственную собственность Республики Карелия. В указанный перечень включено муниципальное учреждение "Олонецкая центральная районная больница".
Согласно пункту 3 распоряжения право государственной собственности Республики Карелия на передаваемое имущество возникает с даты подписания передаточного акта.
Пунктом 4 распоряжения муниципальное учреждение здравоохранения "Олонецкая центральная районная больница" переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Олонецкая центральная районная больница".
Согласно пункту 6 распоряжения, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия предписано совместно с Администрацией Олонецкого муниципального района подписать передаточный акт и соглашение, в котором предусмотреть обязательства администрации Олонецкого муниципального района по погашению просроченной кредиторской задолженности муниципального учреждения "Олонецкая центральная районная больница" по состоянию на 1 января 2012 года, а также по перечислению на лицевые счета Учреждения, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Карелия доходов, полученных указанным муниципальным учреждением в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты подписания передаточного акта.
Указанное в пункте 6 распоряжения Соглашение было заключено Министерством и Администрацией.
Согласно пункту 1 Соглашения, размер просроченной кредиторской задолженности Учреждения по состоянию на 1 января 2012 года определяется актом сверки по состоянию на 1 января 2012 года, формирование которого осуществляется на основании актов сверок Учреждения и его кредиторов по состоянию на 1 января 2012 года, стороны обязуются подписать акт сверки не позднее 31 января 2012 года.
В соответствии с пунктом 2 Соглашения, Администрация несет субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения, возникшим до момента передачи Учреждения из муниципальной собственности Муниципального района в государственную собственность Республики Карелия.
Согласно пункту 3 Соглашения при наличии у Учреждения по состоянию на 1 января 2012 года просроченной кредиторской задолженности Администрация обязуется предусмотреть в бюджете Муниципального района на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов и обеспечить предоставление не позднее 1 сентября 2012 года Учреждению субсидии на иные цели в размере просроченной кредиторской задолженности Учреждения, определяемой в соответствии с пунктом 1 Соглашения.
В соответствии с пунктом 6 Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения Сторонами обязательств, принятых на себя в соответствии с Соглашением.
Согласно акту сверки просроченной кредиторской задолженности, образовавшейся за счет средств бюджета Олонецкого муниципального района по состоянию на 1 января 2012 года по муниципальному учреждению здравоохранения "Олонецкая центральная районная больница", подписанному сторонами Соглашения, размер просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2012 года, подлежащей оплате за счет средств бюджета Олонецкого муниципального района, составил 17 216 600 рублей.
Передаточный акт о передаче Больницы из муниципальной собственности в республиканскую, составленный на основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 30.12.11 N 824р-П, подписан 1 января 2012 года.
На основании пункта 11 статьи 154 Закона N122-ФЗ с указанной даты возникло право государственной собственности Республики Карелия и прекратилось право муниципальной собственности на Учреждение.
Принятые по Соглашению обязательства Администрация не исполнила, в связи с чем, Министерство обратилось в суд с иском о взыскании денежных средств в пользу Учреждения.
Как видно из Соглашения, его предметом являются обязательства Администрации по погашению кредиторской задолженности, возникшей у Учреждения в период, когда оно находилось в муниципальной собственности.
Согласно пункта 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с пунктом 2 той же статьи государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
В период нахождения в муниципальной собственности Учреждение по типу организационно-правовой формы являлось бюджетным в силу части 1 статьи 9.2 ФЗ "О некоммерческих организациях" N 7-ФЗ от 12.01.1996.
До 1 января 2011 года действовала редакция статьи 120 ГК РФ, устанавливающая субсидиарную ответственность собственника имущества учреждения по его обязательствам.
Одновременно с внесением изменений в статью 120 ГК РФ, введена в действие статья 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", по смыслу пункта 3 которой деятельность муниципального бюджетного учреждения, связанная с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, осуществляется в соответствии с муниципальным заданием.
Муниципальные задания для муниципального бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
Согласно пункту 6 статьи 9.2 Закона N 83-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В отношении муниципальных бюджетных учреждений порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в силу пункта 7 той же статьи.
Порядок финансового обеспечения муниципальных бюджетных учреждений для выполнения ими муниципального задания путем предоставления им субсидий из местного бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением муниципального задания, установлен пунктом 6 статьи 33 Закона N 83-ФЗ.
По смыслу подпункта 1 пункта 19 статьи 33 Закона N 83-ФЗ в переходный период муниципальным бюджетным учреждениям из муниципального бюджета предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ) и на иные цели.
Исходя из системного анализа вышеизложенных правовых норм, до передачи Учреждения в государственную собственность Республики Карелия финансирование его деятельности в связи с выполнением им муниципального задания должно было обеспечиваться собственником имущества Учреждения - Олонецким национальным муниципальным районом.
Подписание Администрацией акта сверки просроченной кредиторской задолженности, образовавшейся за счет средств бюджета Олонецкого национального муниципального района по состоянию на 1 января 2012 года, свидетельствует о том, что эта обязанность муниципальным собственником не была исполнена.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заключив Соглашение с Министерством, Администрация по сути признала факт ненадлежащего исполнения ранее возникших финансовых обязательств и обязалась погасить задолженность, возникшую в результате недофинансирования Учреждения в период нахождения его в муниципальной собственности.
Апелляционный довод о ничтожности Соглашения вследствие его противоречия нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации необоснован, поскольку расходные обязательства Олонецкого муниципального района по вопросам местного значения, связанные с финансовым обеспечением деятельности муниципального учреждения, возникли в соответствии со статьёй 33 Закона N 83-ФЗ ещё до передачи Учреждения в государственную собственность, но не были им исполнены.
Доводы жалобы о том, что расчет требований является необоснованным, в силу наличия обязательств больницы, как государственного бюджетного учреждения, связанных со взысканием обязательных платежей (страховых взносов) в рамках иного судебного разбирательства (дело N А26-11170/2012), также не могут быть признаны значимыми, поскольку объем задолженности, предъявленный Министерством в рамках настоящего дела, определен на основе ранее подписанного соглашения и соответствующего акта сверки, притом, что сведений о перечислении каких-либо денежных средств (в том числе, и в форме субсидий) со стороны муниципального образования Олонецкий национальный муниципальный район, которые могли быть отнесены к заявленной Министерством сумме, в материалы дела не представлялось.
Доводы жалобы о том, что предъявленная Министерством сумма взыскана в пользу Министерства, притом, что само Министерство выступало в интересах учреждения (больницы) и просило взысканную сумму направить учреждению, апелляционный суд полагает подлежащим отклонению. Суд исходит из того, что заявителем (процессуальным истцом, стороной) по настоящему делу являлось Министерство здравоохранения и социального развития РК, тогда как ГБУЗ "Олонецкая ЦРБ" привлекалось в качестве третьего лица. Поскольку заявленные требования, поданные от имени Министерства, как процессуального истца, были признаны обоснованными, то взыскание спорной суммы осуществлено судом в пользу лица, предъявившего требование, что соответствует смыслу положений, установленных статьями 4, 170, 171 АПК РФ. В свою очередь, вопросы распределения денежных средств, которые поступят от должника, при наличии вступившего в законную силу судебного акта в порядке, установленном законом, относятся к компетенции процессуального взыскателя, исходя из наличия у Министерства обязанностей и полномочий по надлежащему финансированию подведомственных государственных бюджетных учреждений здравоохранения Республики Карелия.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.09.2013 по делу N 26-1212/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Тойвонен |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1212/2013
Истец: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия
Ответчик: Администрация Олонецкого национального муниципального района
Третье лицо: ГБУЗ "Олонецкая ЦРБ", Министерство финансов Республики Карелия