24 апреля 2014 г. |
Дело N А26-7509/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кудина А.Г.,
судей Алешкевича О.А. и Самсоновой Л.А.,
при участии от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Баклановой А.Г. (доверенность от 21.04.2012 N 9.1-68-Д), Анисиной Н.А. (доверенность от 03.02.2014), Власовой О.С. (доверенность от 18.12.2013 N 9.1 - 338-Д), от Министерства финансов Республики Карелия Кузнецова Р.Г. (доверенность от 16.07.2012 N 16.2.-12),
рассмотрев 22.04.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.07.2013 (судья Шалапаева И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 (судьи Герасимова М.М., Зайцева Е.К., Масенкова И.В.) по делу N А26-7509/2012,
установил:
Государственное учреждение Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов", место нахождения: 185013, Республика Карелия, город Петрозаводск, Боровая улица, дом 4, ОГРН 1071001002082 (далее - Учреждение, ГУ РК), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском (с учетом уточнения, принятого судом первой инстанции) к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Минприродэкологии РК) о взыскании неосновательного обогащения в размере 5 051 000 руб. 91 коп., в счет возмещения расходов, понесенных при тушении лесных пожаров в 2011 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечены Российская Федерация в лице Федерального агентства лесного хозяйства и Республика Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК).
Решением суда первой инстанции от 26.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.12.2013, Учреждению отказано в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе ГУ РК просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Минприродэкологии РК возражает против ее удовлетворения, считая судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Минприродэкологии РК и Минфина РК поддержали свои возражения против кассационной жалобы.
Учреждение и Рослесхоз, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует ее рассмотрению.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, 04.02.2011 между Минприродэколгии и Учреждением заключен государственный контракт N ТП-1 (далее - Контракт N ТП-1), согласно которому последнее по поручению Минприродэколгии обязалось обеспечить выполнение работ по тушению лесных пожаров наземным и авиационным способом на территории земель лесного фонда Республики Карелия в 2011 году в соответствии с условиями контракта.
Срок выполнения работ - по 30.09.2011 (пункт 1.3 Контракта N ТП-1), общая цена контракта - 10 000 000 руб. (пункт 2.1 Контракта N ТП-1).
Контракт N ТП-1 исполнен, указанная сумма за выполненные работы Учреждению перечислена.
Наряду с этим, как установили суды, Учреждению в рамках государственного задания за счет средств бюджета Республики Карелия выделена субсидия в размере 5 000 000 руб. на тушение лесных пожаров. Указанная субсидия перечислена по платежному поручению от 28.04.2011 и полностью израсходована по целевому назначению.
Учреждение обратилось в суд о взыскании с ответчика неосновательного обогащения, возникшего у него в размере понесенных при тушении пожаров в 2011 году затрат сверх выделенных из федерального бюджета субвенций на сумму 10 000 000 руб. и из бюджета Республики Карелия субсидий на сумму 5 000 000 руб.
Суд первой инстанции установил размер понесенных Учреждением на тушение лесных пожаров в 2011 году неоплаченных затрат в сумме 2 577 695 руб. 72 руб., но счел недоказанными как сам факт неосновательного обогащения ответчика за счет истца, так и наличие его вины в непринятии мер по получению дополнительных средств из федерального бюджета. При этом сделав вывод о том, что спорное требование предъявлено к ненадлежащему ответчику, поскольку в силу действующего законодательства возмещение затрат на тушение лесных пожаров относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а не ее субъекта - Республики Карелия, суд отказал в иске.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Заслушав пояснения представителей Минприродэкологии и Минфина, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на землях лесного фонда в силу пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) относятся к государственным полномочиям Российской Федерации в области лесных отношений, переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом в силу части 3 статьи 83 ЛК РФ, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Частью 1 статьи 53.8 названного Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.
В силу части 6 статьи 46 АПК РФ в случае, если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных или иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика.
В данном случае выполнение истцом работ по тушению лесных пожаров, осуществление которых является расходным обязательством Российской Федерации, а также участие в расчетах сторон средств бюджета, указывает на наличие публичного интереса в споре и на его соответствующий источник и характер.
Таким образом, в рассматриваемом случае суду первой инстанции следовало по своей инициативе привлечь к участию в деле в качестве соответчика Российскую Федерацию в лице соответствующего органа государственной власти.
В свою очередь, суд апелляционной инстанции, сохраняя решение суда первой инстанции, не применил положения части 6 статьи 268 АПК РФ.
Поскольку нарушение пункта 6 статьи 46 АПК РФ привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления, то в силу части 3 статьи 288 АПК РФ обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение с целью привлечения к участию в нем в качестве соответчика Российскую Федерацию в лице соответствующего органа государственной власти.
Суду следует учесть изложенное и рассмотреть заявленные исковые требования при соблюдении принципов равноправия сторон и состязательности процесса в целях принятия законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.07.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу N А26-7509/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Алешкевич О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.