г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2013 г. |
Дело N А26-7509/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Герасимовой М.М.
судей Зайцевой Е.К., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Хрусталевым П.Д.
при участии:
от истца: Матросов А.Б., представитель по доверенности от 01.07.2013, паспорт,
от ответчика: Терещук А.В., представитель по доверенности от 05.12.2013, паспорт, Бакланова А.Г., представитель по доверенности от 15.07.2013, паспорт, Анисина Н.А., представитель по доверенности от 28.12.2012, паспорт,
от третьих лиц: Кузнецов Г.Г., представитель по доверенности от 16.07.2012 N 16.2-12, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20230/2013) ГУ РК "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.07.2013 по делу N А26-7509/2012 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску Государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов"
к Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
3-е лицо: публично-правовое образование "Республика Карелия" в лице Министерства финансов Республики Карелия, публично-правовое образование "Российская Федерация" в лице Федерального агентства лесного хозяйства
о взыскании 5 051 000,91 руб.
установил:
Государственное учреждение Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" (ОГРН: 1071001002082, адрес местонахождения: 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Боровая, д. 4) (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском (с учтоем уточнения) к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство) о взыскании неосновательного обогащения в размере 5 051 000,91 руб., в счет возмещения расходов, понесенных при тушении лесных пожаров в 2011 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечены Российская Федерация в лице Федерального агентства лесного хозяйства и Республика Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия.
Суд первой инстанции признав доказанным факт несения истцом затрат в сумме 2 577 695,72 руб., решением от 26.07.2013 отказал в удовлетворении иска, со ссылкой на отсутствие вины ответчика, так как выделенные из федерального бюджета субвенции на сумму 10 млн. руб. перечислены истцу в рамках государственного контракта, сверх указанной суммы субвенции не запрашивались по причине предоставления истцом документов, подтверждающих затраты по истечении финансового года.
В апелляционной жалобе истец просит указанное решение отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении с учетом уточнений, а также на полномочия Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, предоставленные Лесным кодексом РФ и Положением о Министерстве, полагая, что ответчик, исходя из сложившейся пожароопасной ситуации в Республике Карелия в 2011 году должен был придти к выводу о недостаточности выделенных субвенций на ликвидацию пожаров и самостоятельно обратиться в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении дополнительных средств нераспределенного резерва при недостаточности уже перечисленных республике субвенций, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии факта сбережения ответчиком за счет истца суммы неосновательного обогащения ошибочен.
Федеральное агентство лесного хозяйства в пояснениях на апелляционную жалобу просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения и, ссылаясь на положения статей 51, 81-84 Лесного кодекса РФ и указывая, что размер субвенций на осуществление мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, выделяемых из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва, с предоставлением документов, обосновывающих размер запрашиваемых средств. Указанный запрос не направлялся, поскольку истцом не были представлены документы, подтверждающие несение затрат на тушение лесных пожаров 2011 года.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил удовлетворить исковые требования. Представители ответчика и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд не установил оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 2011 году истец собственными силами и с привлечением арендаторов лесного фонда участвовал в тушении пожаров лесов, расположенных на территории Республики Карелия, средства на тушение которых, в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно Правилам расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.06 N 837 (далее - Правила N 837) и Методике распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 838, действовавшими в 2011 году, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год; объем субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определяется с учетом расходов на содержание и обеспечение деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Расходы на организацию осуществления переданных полномочий в области лесных отношений являются составной частью общего объема субвенции, предоставляемой в доход бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление соответствующих полномочий. Определение размера затрат на организацию осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется последними в пределах общего объема предоставленных им субвенций.
В соответствии с пунктами 7.4, 7.5 Правил N 837 при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва (при этом представляются документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, по перечню, устанавливаемому Агентством).
В случае если орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не представил необходимые документы о выделении средств нераспределенного резерва, вопрос не рассматривается.
Основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации дополнительных средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства лесного хозяйства, принимаемое в месячный срок с даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 19 и частью 2 статьи 53.8 Лесного кодекса РФ органы государственной власти размещают заказы на выполнение работ по тушению лесных пожаров в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
04.02.2011 между Министерством и Учреждением заключен государственный контракт N ТП-1, согласно которому Учреждение по поручению Министерства обязалось обеспечить выполнение работ по тушению лесных пожаров наземным и авиационным способом на территории земель лесного фонда Республики Карелия в 2011 году в соответствии с условиями контракта.
Срок выполнения работ - по 30.09.2011 (пункт 1.3), общая цена контракта - 10 000 000 руб. (пункт 2.1).
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что контракт исполнен, оплата на сумму 10 000 000 руб. за выполненные работы Учреждению перечислена.
Кроме того, в связи с прогнозом высокой пожароопасности в лесах на 2011 год, Учреждению в рамках государственного задания за счёт средств бюджета Республики Карелия выделена субсидия в размере 5 000 000 руб. на тушение лесных пожаров, что подтверждается соглашением Министерства и Учреждения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг от 14.04.11 с дополнительным соглашением от 20.04.11, предметом которого указано предоставление Учредителем в 2011 году Учреждению из бюджета Республики Карелия субсидий, связанных с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственной услуги "Тушение лесных пожаров с применением наземных и авиационных сил".
Согласно пункту 2.2.1 соглашения Министерство (учредитель) обязалось предоставить Учреждению в соответствии и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Учредителю Сводной бюджетной росписью расходов бюджета Республики Карелия на 2011 год, целевую субсидию на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственной услуги "Тушение лесных пожаров с применением наземных и авиационных сил" на сумму 5 000 000 руб. согласно Государственного задания от 14.04.11.
Как следует из Государственного задания, объем государственной услуги в стоимостном показателе составляет 5 млн. руб., что отражено в Законе о Бюджете Республики Карелия на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов от 22.12.10 N 1452-ЗРК.
Указанная субсидия перечислена по платёжному поручению от 28.04.11 и полностью израсходована по целевому назначению.
Заявленная в настоящем деле сумма 5 051 000,91 руб. является затратами Учреждения, понесёнными сверх выделенных из федерального бюджета субвенций на сумму 10 млн.руб. и из бюджета Республики Карелия субсидий на сумму 5 млн. руб.
Учреждение, квалифицировав недополученные субвенции как неосновательное обогащение, обратилось с настоящим иском в суд.
Согласно пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. При этом в силу пункта 2 статьи 1102 ГК РФ правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Суд первой инстанции на основании имеющихся доказательств, с учетом позиции Министерства, посчитал доказанным и установленным размер затрат Учреждения на тушение лесных пожаров в 2011 году, в размере 2 577 695,72 руб.
В то же время, суд первой инстанции обоснованно посчитал недоказанным как сам факт неосновательного обогащения, ответчика за счет истца, так и вину последнего в непринятии мер по получению дополнительных средств из федерального бюджета.
Вопреки доводам жалобы, обязанность по направлению запроса о предоставлении дополнительных средств нераспределенного резерва, в соответствии с пунктами 7.4, 7.5 Правил N 837, возникает у Министерства только после предоставления Учреждением доказательств несения затрат на тушение лесных пожаров, обязанность по самостоятельному обращению в Федеральное агентство лесного хозяйства с указанной просьбой законом на Министерство не возложена.
Согласно пунктам IV и V Письма Минсельхоза РФ от 10.11.2009 " АС-05-54/7018 "О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений", оплата работ по тушению лесных пожаров, выполненных по государственным контрактам (договорам), производится на основании актов выполненных работ, к которым прилагаются все документы, подтверждающие произведенные затраты.
Расходы по тушению каждого пожара сводятся и отражаются в Справке о затратах на тушение конкретного лесного пожара, которая составляется не позднее 5 суток со дня ликвидации пожара с приложением всех первичных учетных документов, подтверждающих произведенные затраты. Факт выполнения работ по тушению лесного пожара наземными силами оформляется Нарядом-актом на производство работ, связанных с тушением лесного пожара. Данный документ утверждается директором (руководителем) организации, выполнявшей работы по тушению лесного пожара. При авиационном способе тушения лесного пожара основными документами, подтверждающими факт выполнения работ, служат: Заявка на полет, Отчет о выполнении заявки на полет, Производственное задание, Бортовой журнал летчика-наблюдателя, Акт о выполненных работах по авиационному обслуживанию, Отчет о тушении лесных пожаров с воздуха.
На основании указанных документов Министерство в срок до 15 ноября текущего финансового года обращается с запросом в Рослесхоз за дополнительными субвенциями.
В нарушение указанных норм, Учреждение не предоставляло в пятидневный срок со дня окончания работ по тушению пожаров в Министерство документы, подтверждающие несение затрат на тушение лесных пожаров в 2011 году, а последнее, в свою очередь, не направило запрос в Рослесхоз на дополнительные субвенции в срок до 15.11.2011. Из пояснений Министерства следует, что указанные документы поступали от Учреждения в течение всего 2012 года, в то же время, поскольку 2011 финансовый год был уже завершен, Учреждение утратило право на получение дополнительных субвенций.
Следует также согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что требование о взыскании неосновательного обогащения в виде затрат на тушение пожаров предъявлено к ненадлежащему ответчику, так как в силу действующего законодательства возмещение затрат на тушение лесных пожаров относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а нее ее субъекта - Республики Карелия.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.07.2013 по делу N А26-7509/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Герасимова |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7509/2012
Истец: ГУ Республики Карелия "Северо-западная база авиационной охраны лесов"
Ответчик: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Третье лицо: публично-правовое образование "Республика Карелия" в лице Министерства финансов Республики Карелия, публично-правовое образование "Российская Федерация" в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Республика Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, Российская Федерация в лице Федерального агентства лесного хозяйства
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1557/14
01.12.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22669/14
07.07.2014 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-7509/12
24.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1557/14
27.12.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20230/13
26.07.2013 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-7509/12