30 апреля 2014 г. |
Дело N А56-45477/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Михайловской Е.А., Старченковой В.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная сетевая компания" Ильина А.Ю. (доверенность от 27.08.2013 N 19), от Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Власова А.А. (доверенность от 14.04.2014), Тотока В.А. (доверенность от 10.01.2014),
рассмотрев 28.04.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по тарифам Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по делу N А56-45477/2013 (судьи Лопато И.Б., Зотеева Л.В., Борисова Г.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная сетевая компания", место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, ул. Розенштейна, д. 21, ОГРН 1127847665120 (далее - ООО "СЗСК"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 14/52, лит. А, ОГРН 1037851017973 (далее - Комитет), об отказе в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "СЗСК" на территории Санкт-Петербурга на 2013-2016 годы, оформленное извещением от 17.07.2013 N 01-14-1661/13-1-1, и обязании открыть в отношении ООО "СЗСК" дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества на территории Санкт-Петербурга на 2013-2016 годы и рассмотреть по существу его заявление об установлении тарифов.
Решением суда от 25.10.2013 в удовлетворении заявления отказано (судья Орлова Е.А.)
Постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2014 решение от 25.10.2013 отменено. Решение Комитета, оформленное извещением от 17.07.2013 N 01-14-1661/13-1-1, признано незаконным.
В порядке устранения нарушения прав и законных интересов ООО "СЗСК" суд обязал Комитет открыть дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "СЗСК".
Комитет обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права в части обязания Комитета в порядке устранения нарушения прав и законных интересов открыть дело об установлении тарифов, просит постановление отменить и в удовлетворении заявления отказать. Податель жалобы указывает на то, что установить тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год невозможно, поскольку решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.
Законность постановления проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "СЗСК" обратилось в Комитет с заявлением от 28.05.2013 N 37 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "СЗСК" на территории Санкт-Петербурга на 2013-2016 годы. К заявлению ООО "СЗСК" приложило расчетные и обосновывающие материалы. Комитет рассмотрел представленные ООО "СЗСК" документы и по результатам рабочего совещания, оформленного протоколом от 04.06.2013 N 191-ГС, предложил ООО "СЗСК" представить дополнительные документы, которые представлены заявителем письмом от 13.06.2013 N 41, в том числе письмо открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее ОАО "Ленэнерго") от 11.06.2013 N ЛЭ/05-01/446 по вопросу заключения договора на оказание услуг по передаче электроэнергии по сетям ООО "СЗСК" и проект договора на услуги по передаче электрической энергии.
Уведомлением от 17.06.2013 N 01-14-1661/13-0-1 Комитет сообщил ООО "СЗСК" о принятии решения об отказе в открытии дела, указав на нарушение подпункта 13 пункта 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178). В уведомлении Комитет указал, что согласно представленным договорам аренды оборудования от 11.01.2013 N 04/2013, N 05/2013, N 06/2013 и дополнительным соглашениям к договорам, принадлежащее ООО "СЗСК" оборудование передано в аренду закрытому акционерному обществу "Региональные электрические сети". Ссылаясь на положения статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, Комитет указал, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности. Кроме того, "по информации, поступившей от ОАО "Ленэнерго", письмо от 11.06.2013 N ЛЭ/05-01/446 по вопросу заключения договора на оказание услуг по передаче электроэнергии по сетям ООО "СЗСК" считается отозванным, проект договора на услуги по передаче электрической энергии, направленный в Комитет, недействительным.
Письмом от 01.07.2013 N 44 ООО "СЗСК" выразило несогласие с отказом в открытии дела об установлении тарифов, пояснив, что в перечне обосновывающих материалов к заявлению от 28.05.2013 представлены документы, подтверждающие, что кроме оборудования, переданного аренду, оно владеет на праве собственности иными объектами для осуществления регулируемой деятельности - (трансформаторной подстанцией, кабельными линиями, высоковольтным и низковольтным оборудованием, силовыми трансформаторами), в отношении которых представлены договоры купли-продажи, свидетельство о регистрации права собственности.
Извещением от 17.07.2013 Комитет сообщил ООО "СЗСК" о принятии 17.07.2013 в соответствии с пунктом 27 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - Регламент), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 28.03.2013 N 313-э, решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "СЗНК" на территории Санкт-Петербурга на 2013-2016 годы и возвращении материалов на доработку. В обоснование принятого решения Комитет указал, что ООО "СЗСК" в нарушение подпункта 13 пункта 17 Правил N 1178 не представило договоры на осуществление регулируемой деятельности. При этом Комитет принял во внимание информацию ОАО "Ленэнерго" о том, что письмо от 11.06.2013 N ЛЭ/05-01/446 по вопросу заключения договора на оказание услуг по передаче электроэнергии по сетям ООО "СЗСК" считается отозванным, проект договора на услуги по передаче электрической энергии, направленный в Комитет, недействительным.
ООО "СЗСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, признав законность отказа в открытии дела об установлении тарифов.
Суд апелляционной инстанции отменил решение и удовлетворил заявление.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими нормам действующего законодательства.
Пунктом 27 Регламента предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления принимается решение об открытии дела об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (принятия предложений к рассмотрению) либо об отказе в открытии дела (в рассмотрении предложений). При этом оснований отказа в открытии дела об установлении тарифов раздел III Регламента не содержит.
Согласно пункту 26 Регламента при рассмотрении дел об установлении цен (тарифов) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации применяются положения главы I данного Регламента. Установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункт 1 главы I Регламента и пункт 8 Правил N 1178), рассмотрение дел об установлении цен (тарифов) осуществляется на основании заявления с прилагаемыми обосновывающими материалами (пункт 2 главы I Регламента).
Пунктом 17 Правил N 1178 предусмотрен перечень материалов, представляемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, в соответствующий регулирующий орган.
Согласно подпункту 13 пункта 17 Правил N 1178 к заявлению об установлении тарифа прилагаются документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности.
В случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса (пункт 19 Правил N 1178).
Согласно пункту 24 Правил N 1178 и пункту 3 Регламента в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных указанными Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Пунктом 1 главы I Регламента определено, что дело об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней не открывается в случае:
1) применения регулирующими органами метода индексации, а также для установления регулируемых уровней:
- цен (тарифов) на электрическую энергию поставщиков оптового рынка электрической энергии (мощности), применяемых при введении государственного регулирования цен (тарифов) в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка электрической энергии (мощности);
- цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме;
- цен на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности;
- цен на мощность вводимых в эксплуатацию новых атомных станций и гидроэлектростанций, в том числе гидроаккумулирующих электростанций;
2) пересмотра цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Регламента регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цен (тарифов) (рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней) в случае, если заявитель не опубликовал предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24.
Иных оснований отказа в открытии дела об установлении тарифов Регламент не содержит.
Судом апелляционной инстанции не установлено и материалами дела не подтверждается наличие оснований, предусмотренных пунктами 1 и 5 Регламента, послуживших причиной для принятия Комитетом решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов. Из содержания уведомления от 17.06.2013 и извещения от 17.07.2013 таких оснований для отказа не следует.
Довод кассационной жалобы о том, что установить тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год невозможно, поскольку решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы, не был основанием для отказа в открытии тарифного дела и не заявлялся в судах первой и апелляционной инстанцией.
В соответствии с положениями части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом апелляционной инстанции не установлено и Комитетом таких доказательств не представлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки выводов суда и отмены постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по делу N А56-45477/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по тарифам Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.