29 апреля 2014 г. |
Дело N А26-2903/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада" Демидовой А.С. (доверенность от 02.09.2013 N 22), от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Терещука А.В. (доверенность от 05.12.2013 N 9.1-333),
рассмотрев 22.04.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 по делу N А26-2903/2013 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада", место нахождения: 188304, Ленинградская область, город Гатчина, Соборная улица, дом 31, ОГРН 1047855175785 (далее - ОАО "МРСК", Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН 1071001000828 (далее - Министерство), от 25.01.2013 N 129 об отказе в предоставлении в аренду Обществу лесного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Карелия.
Решением суда первой инстанции от 31.07.2013 (судья Подкопаев А.В.) в удовлетворении заявленных требований ОАО "МРСК" отказано.
Постановлением апелляционного суда от 05.12.2013 указанное решение отменено. Решение Министерства от 25.01.2013 N 129 признано незаконным. Министерство обязано устранить допущенные нарушение прав и законных интересов Общества посредством подготовки и направления проекта договора аренды лесного участка с кадастровыми номерами 10:13:0131108:118, 10:13:0131106:56, 10:13:0131106:60 для реконструкции распределительной сети ВЛ-0,4/10 кВ с устройством отпайки от Л-7813, монтажом ТП и ВЛ-0,4 кВ в Медвежьегорском муниципальном районе Республики Карелия. Также с Министерства в пользу ОАО "МРСК" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. и расходы по апелляционной жалобе - 1000 руб. Обществу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина по заявлению в размере 354 руб. 14 коп. и по апелляционной жалобе - 1000 руб.
В кассационной жалобе Министерство полагает, что апелляционным судом неправильно применены нормы материального права, а выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. В связи с этим просит отменить постановление апелляционной инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, а жалобу Министерства - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы, а представитель ОАО "МРСК" возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено апелляционным судом ОАО "МРСК" 15.10.2012 обратилось в Министерство с заявлением о заключении договора аренды лесных участков, расположенных в Медвежьегорском районе Республики Карелия (кадастровые номера: 10:13:0131108:118, 10:13:0131106:56, 10:13:0131106:60) необходимых заявителю в целях реконструкции распределительной сети, а также для осуществления технологического присоединения жилых домов в Медвежьегорском муниципальном районе.
Министерство письмом от 25.01.2013 N 129 отказало Обществу в заключение договора аренды, ссылаясь на то, что помимо участков лесного фонда в кадастровый паспорт участка лесного фонда с кадастровым номером 10:13:0131108:118 были включены земли иных категорий.
ОАО "МРСК" ссылаясь, что отказ в заключение договора аренды является необоснованным, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции посчитал, что оспариваемый отказ Министерства является обоснованным и отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция отменила указанное решение.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального права, считает жалобу Министерства не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе в случаях, предусмотренных статье 45 ЛК РФ.
Частью 3 статьи 45 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 названного Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В силу статьи 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено данным Кодексом.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Порядок N 319).
Согласно подпункту "н" пункта 3 Порядка N 319 по договору аренды лесной участок предоставляется для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В пункте 23 Порядка N 319 приведен следующий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка. Наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ), исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях. Подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных названным Порядком. Предоставление заявителем недостоверных сведений. Запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке. Несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).
Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Апелляционная инстанция пришла к выводу о том, у Министерства отсутствовали основания для отказа ОАО "МРСК" в заключение договора аренды лесных участков.
Статьей 68 АПК РФ установлено, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с названным Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах (часть 1 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
В пункте 2 статьи 8 ЛК РФ указано, что формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (пункт 3 статьи 6 ЛК РФ).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на следующую категорию: земли лесного фонда (подпункт 5).
Согласно пункту 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 13 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).
В силу частей 1 и 4 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника, поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Ввиду изложенного надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Материалами дела подтверждается и из сведений государственного кадастра недвижимости усматривается, что участок с кадастровым номером 10:13:0131108:118 относится к категории земель лесного фонда.
Министерство не представило в материалы дела доказательства, что данный участок входит в состав земель иных категорий.
Суд апелляционной инстанции в соответствии со статьями 68 и 71 АПК РФ исследовал все представленные сторонами доказательства и правомерно удовлетворил заявление Общества.
Вывод суда первой инстанции о наличии на спорном участке земель иных категорий является ошибочным.
При таких обстоятельствах кассационный суд не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении апелляционной инстанцией норм материального права и сводятся к иной оценке установленных фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 по делу N А26-2903/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.