06 мая 2014 г. |
Дело N А13-2788/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Пастуховой М.В.,
судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Авиапредприятие "Северсталь" Трифановой А.А. (доверенность от 29.11.2012 N 435),
рассмотрев 06.05.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.05.2013 (судья Борисова Ю.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 (судьи Смирнов В.И., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А13-2788/2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авиапредприятие "Северсталь", место нахождения: 162693, Вологодская обл., Череповецкий р-н, д. Ботово, Аэропорт тер., ОГРН 1023502289568 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 28.12.2012 N 190 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части непринятия к зачету расходов в размере 78 133 руб. 15 коп., в том числе за сентябрь 2010 года - 4 306 руб. 81 коп., за октябрь 2010 года - 5 168 руб. 18 коп., за ноябрь 2010 года - 5 168 руб. 18 коп., за декабрь 2010 года - 5 168 руб. 18 коп., за январь 2011 года - 4 860 руб. 15 коп., за февраль 2011 года - 4 860 руб. 15 коп., за март 2011 года - 4 860 руб. 15 коп., за апрель 2011 года - 4 860 руб. 15 коп., за май 2011 года - 4 860 руб. 15 коп., за июнь 2011 года - 4 860 руб. 15 коп., за июль 2011 года - 4 860 руб. 15 коп., за август 2011 года - 4 860 руб. 15 коп., за сентябрь 2011 года - 4 860 руб. 15 коп., за октябрь 2011 года - 4 860 руб. 15 коп., за ноябрь 2011 года - 4 860 руб. 15 коп., за декабрь 2011 года - 4 860 руб. 15 коп.
Решением суда первой инстанции от 31.05.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.08.2013, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановлении и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, пособие по уходу за вторым ребенком следует рассчитывать исходя из тарифной ставки установленного разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, то есть на основании пункта 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375).
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.12.2013 производство по кассационной жалобе Фонда было приостановлено до размещения на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судебного акта, принятого по результатам рассмотрения дела N А51-16528/2012.
Определением суда кассационной инстанции от 15.04.2014 производство по кассационной жалобе возобновлено в связи с устранением обстоятельств, вызвавших его приостановление.
В связи с нахождением в отпуске судьи Корабухиной Л.И., принимавшей участие в рассмотрении настоящего дела, произведена ее замена на судью Журавлеву О.Р. и в соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство произведено с самого начала.
Представители Фонда, в установленном порядке извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества отклонил доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом в период с 24.09.2012 по 28.09.2012 проведена выездная проверка правильности расходов Общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 28.11.2012 N 2308, согласно которому в нарушение пункта 11.1 Положения N 375 ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком до полутора лет при отсутствии заработной платы в 12 месяцах, предшествующих наступлению данного страхового случая, исчислено Обществом исходя из среднего заработка за 12 месяцев, предшествующих отпуску по уходу за первым ребенком, в то время как его следовало исчислять из должностного оклада (тарифной ставки), так как отпуск по уходу за первым ребенком не является предшествующим страховым случаем.
Рассмотрев акт проверки от 28.11.2012 N 2308 и представленные возражения Общества, Фонд принял решение от 28.12.2012 N 190 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в с связи с материнством в общей сумме 78 834 руб. 43 коп. (в оспариваемой части - 78 133 руб. 15 коп.). Заявителю предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения.
Считая данное решение недействительным и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, указав, что пособие по уходу за вторым ребенком следует исчислять исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая - рождение первого ребенка.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), а также Положением N 375.
Частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (часть 2).
Пунктом 11 Положения N 375 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2009 N 839) определено, что в случае, если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
В силу пункта 11.1 Положения N 375 в случае, если застрахованное лицо в течение периодов, указанных в пунктах 6, 10 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Как установлено судами и не оспаривается Фондом, сотрудница Общества (застрахованное лицо) Цветкова Н.В. до рождения первого ребенка работала в Обществе более 12 месяцев и имела заработок.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Президиума от 10.12.2013 N 9518/13, если застрахованное лицо работало у страхователя до рождения первого ребенка более 12 месяцев, за что получало заработную плату, то исчисление страхователем пособия по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет должно осуществляться на основании пункта 11 Положения N 375, то есть исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая. При этом предыдущим страховым случаем признается рождение первого ребенка.
Доводы Фонда о необходимости применения для урегулирования спорных правоотношений пункта 11.1 Положения N 375 являются ошибочными, противоречащими части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, согласно которой применение ранее действующего, до 01.01.2011, порядка исчисления пособия по уходу за ребенком не должно привести к уменьшению размера пособия при наступлении нового страхового случая, поскольку он применяется только при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Исходя из буквального толкования пункта 11.1 Положения N 375, он применяется, если застрахованное лицо не имело заработка за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая, то есть, если бы застрахованное лицо не имело заработка в течение 12 месяцев до рождения первого ребенка (предыдущий страховой случай), то страхователь обязан был определить средний заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком на основании тарифной ставки установленного застрахованному лицу разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления отпуска по уходу за вторым ребенком.
Согласно части 2 статьи 7 и частям 1 и 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено и Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20.11.1989), закрепившей в том числе в статьях 18, 26 и 27 принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства и устанавливающей, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого являются предметом их основной заботы, и что государства - участники Конвенции в целях содействия реализации изложенных в ней прав ребенка оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и созданию соответствующих материальных условий для их развития, в том числе через систему социального обеспечения и социального страхования.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Общество правомерно исчислило пособие по уходу за вторым ребенком исходя из среднего заработка сотрудницы, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая, основания для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством у Фонда отсутствовали.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.05.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 по делу N А13-2788/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.