15 мая 2014 г. |
Дело N А13-8762/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Бухарцева С.Н.,
судей Асмыковича А.В., Константинова П.Ю.,
рассмотрев 14.05.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.10.2013 (судья Киров С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Холминов А.А.) по делу N А13-8762/2013,
установил:
Вожегодское государственное предприятие Вологодской области по эксплуатации коммунальных электрических и тепловых сетей, место нахождения: 162160, Вологодская обл., Вожегодский р-н, пос. Вожега, ул. Луева, д. 5а, ОГРН 1033500846213 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, место нахождения: 160035, г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1033500044456 (далее - Управление), от 29.07.2013 N 3007, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 31.10.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.01.2014, заявление Предприятия удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 31.10.2013 и постановление от 20.01.2014. По мнению подателя жалобы, в действиях Предприятия имеется событие и состав вмененного ему административного правонарушения.
От Предприятия поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Управление о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило.
В связи с этим жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Управление 13.06.2013 в целях осуществления государственного контроля за соблюдением субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии требований Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), произвело осмотр интернет-сайта Предприятия http://gpvovets.narod.ru/.
В ходе осмотра названного сайта Управление установило, что Предприятие не разместило на нем обязательные к размещению сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 11 Стандартов.
По результатам проверки Управление составило акт осмотра интернет-сайта от 13.06.2013, возбудило в отношении Предприятия дело об административном правонарушении и провело административное расследование, по итогам которого 16.07.2013 составило протокол об административном правонарушении.
Постановлением от 29.07.2013 N 3007 Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Предприятие оспорило названное постановление Управления в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о том, что антимонопольный орган не доказал наличия в действиях Предприятия состава вмененного ему административного правонарушения, признали незаконным и отменили обжалуемое постановление Управления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с названным Законом.
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
К информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, относятся следующие сведения: о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование; об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с Законом N 147-ФЗ, включая структуру основных производственных затрат на реализацию регулируемых товаров (работ, услуг); об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии установленным требованиям; информация о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и информация о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий; информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) информация об условиях договоров на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий; порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к инфраструктуре субъектов естественных монополий; сведения об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчеты об их реализации; сведения о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров.
Частью 2 статьи 8.1 Закона N 147-ФЗ предусмотрено, что стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом положений федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, регулирующих правоотношения в соответствующей сфере деятельности, по каждой сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Правительством Российской Федерации в соответствии со статьями 21 и 22 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и статьями 8 и 8.1 Закона N 147-ФЗ утверждены соответствующие Стандарты.
Согласно пункту 1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных Стандартами случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
Пунктом 3 Стандартов установлено, что субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);
опубликования в электронных средствах массовой информации;
предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
Подпунктом "б" пункта 11 Стандартов предусмотрено, что сетевая организация раскрывает в числе прочего информацию о затратах на оплату потерь, в том числе о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях; об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости; о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения.
При осмотре названного сайта Предприятия антимонопольный орган установил отсутствие на нем указанной информации, обязательной для размещения.
В соответствии со статьей 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Контроль за соблюдением Стандартов субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы.
Как видно из материалов дела, Предприятие ссылается на то, что информация, обязательная для раскрытия согласно Стандартам, была раскрыта на его сайте своевременно и полно, однако часть информации пропала в связи с переносом в период с 23.04.2013 по 04.05.2013 электронной площадки сайта gpvovets.narod.ru на uCoz.ru.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе письмо Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 09.07.2013 N 1959, согласно которому вся информация Предприятия как субъекта розничного рынка была раскрыта в полном объеме в установленные законом сроки, а также распечатку сайта Предприятия от 04.03.2013, выполненную Региональной энергетической комиссией Вологодской области, из которой видно, что на сайте имеется ссылка на всю необходимую информацию, пришли к правомерному выводу о недоказанности наличия в действиях Предприятия состава вмененного ему нарушения.
При таких обстоятельствах суды, исходя из положений части 4 статьи 210 АПК РФ, согласно которой по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, сделали обоснованный вывод о том, что административный орган не доказал правомерность оспариваемого Предприятием постановления.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.10.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу N А13-8762/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.