15 мая 2014 г. |
Дело N А44-3036/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Бухарцева С.Н.,
рассмотрев 13.05.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское пассажирское автотранспортное предприятие" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 15.11.2013 (судья Аксенов И.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 (судьи Романова А.В., Зорина Ю.В. и Шадрина А.Н.) по делу N А44-3036/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городское пассажирское автотранспортное предприятие", место нахождения: 173015, Великий Новгород, Нехинская улица, дом 1, ОГРН 1125321001431 (далее - ООО "ГПАТП", Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском (с учетом уточнения, принятого судом) о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, место нахождения: 109097, Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1, ОГРН 1037739085636 (далее - Минфин РФ), 3 767 904 руб. 22 коп. и с Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области, место нахождения: Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1, ОГРН 1025300788094 (далее - Департамент финансов), 1 697 898 руб. 47 коп. субсидии на компенсацию выпадающих доходов за I квартал 2013 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта и связи Новгородской области, место нахождения, 173000, Новгородская область, Великий Новгород, Славная улица, дом 55, ОГРН 1095321000180 (далее - Департамент транспорта и связи).
Решением суда первой инстанции от 15.11.2013, оставленным без изменения Постановлением апелляционного суда от 18.02.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ГПАТП", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить иск. По мнению подателя жалобы, судами неверно применены пункты 34, 35 "Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 18.08.2011 N 365 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта и связи". Доводы Общества сводятся к тому, что суды сделали неверный вывод о том, что при отсутствии данных натурных обследований Департамент транспорта и связи правомерно применил при расчете объема субсидии, подлежащей выплате истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории городского округа и городского поселения, количество поездок, равное 30, а при расчете объема субсидии, подлежащей выплате истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории муниципальных районов, - количество поездок, равное 20.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.
Законность решения и постановления проверены в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в I квартале 2013 года на основании договора от 28.06.2012 об организации транспортного обслуживания населения Великого Новгорода на городских маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах, заключенного Обществом с администрацией Великого Новгорода, истец осуществлял пассажирские перевозки общественным транспортом (автобус) в Великом Новгороде, в том числе, на основании предъявляемых пассажирами единых социальный пассажирских проездных билетов (далее - ЕСПБ). В этот же период времени Общество на основании заключенного 26.06.2012 с администрацией Крестецкого муниципального района договора по выплате компенсации выпадающих доходов организации, осуществляющей перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, осуществляло пассажирские перевозки общественным транспортом (автобус) в Крестецком муниципальном районе, в том числе на основании предъявляемых пассажирами ЕСПБ.
В соответствии с договором по выплате компенсации выпадающих доходов организации, осуществляющей перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении от 26.06.2012, заключенным истцом с администрацией Крестецкого городского поселения, Общество в I квартале 2013 года осуществляло пассажирские перевозки общественным транспортом (автобус) также и в Крестецком городском поселении, в том числе на основании предъявляемых пассажирами ЕСПБ.
Ссылаясь на то, что истцу в спорный период не выделялись денежные средства на покрытие убытков, возникших в связи с перевозкой льготных категорий граждан, в необходимом размере, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций установили объем причитающихся Обществу субсидий за I квартал 2013 года, который составил, в том числе по Крестецкому муниципальному району - 69 691 руб. 18 коп., по Крестецкому городскому поселению - 276 руб. 02 коп., по городскому округу Великий Новгород - 1 573 483 руб. 36 коп. и факт перечисления этих средств истцу, в связи с чем отказали в удовлетворении его требований.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение Закона Новгородской области от 02.06.2009 N 540-ОЗ "О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок" постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 N 519 "О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами" (далее - Постановление) в рассматриваемом периоде стоимость ЕСПБ составила для категории лиц, являющихся участниками Великой Отечественной войны, составила в месяц 120 руб., на полмесяца - 60 руб., в квартал - 360 руб., для иных категорий граждан, имеющих право приобретения ЕСПБ, стоимость месячного ЕСПБ составила 460 руб., на полмесяца - 230 руб., квартального - 1 380 руб.
В силу пункта 7 статьи 15 Закона Новгородской области от 12.12.2011 N 1145-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" субсидии организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области, предоставляются в порядке, установленном Администрацией области.
В соответствии с утвержденным постановлением администрации Новгородской области от 16.03.2009 N 65 "Порядком предоставления субсидий организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования и индивидуальным предпринимателям на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области" (в редакции от 29.12.2012 N 901, действовавшей в спорный период) (далее - Порядок N 65) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ, предоставляется субсидия на компенсацию выпадающих доходов, связанных с предоставлением указанным категориям граждан права проезда по ЕСПБ, за счет средств областного бюджета.
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 65 в целях получения субсидии на компенсацию выпадающих доходов перевозчик представляет в уполномоченный комитет администрации копию договора (контракта) на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, а также информацию о транспортной работе (пробег пассажирского транспорта, приведенный по предельной вместимости, в целых числах, измеряемый в место-километрах), которая включается в отчет о транспортной работе по форме согласно приложению к настоящему Порядку, ежеквартально до 30-го числа месяца (включительно), следующего за отчетным периодом.
В установленном порядке Общество направило в апреле 2013 года Департаменту транспорта и связи три отчета о транспортной работе на территории Великого Новгорода, Крестецкого городского поселения и Крестецкого муниципального района за I квартал 2013 года.
На основании представленных истцом отчетов Департаментом транспорта и связи произведен расчет субсидии, причитающейся к выплате данному предприятию за указанный период.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, субсидия в общей сумме 1 643 450 руб. 56 коп. была выплачена истцу за I квартал 2013 года за счет средств областного бюджета.
В соответствии с Порядком N 65 (в редакции от 29.12.2012 N 901) расчет объема субсидии, причитающейся перевозчику, осуществляющему регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, производится по формулам, указанным в пунктах 6 и 7 данного Порядка.
Пунктами 6 и 7 Порядка N 65 предусмотрено, что количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по ЕСПБ в городском и пригородном сообщении, учитываемых в целях расчета объема субсидии, определяется в соответствии с методическими указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 18.08.2011 N 365 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта и связи".
Приказом Росстата от 06.09.2012 N 480 начиная с отчета за январь - март 2013 года введена новая форма федерального статистического наблюдения N 65-автотранс и указания по заполнению к ней (далее - методические указания).
Как правильно указали суды двух инстанций в соответствии с пунктом 35 методических указаний, действовавших в спорный период, при продаже гражданам ЕСПБ, дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или принимается равным 50 (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях).
Распределение объемов перевозок по видам сообщения (внутригородское и пригородное) производится пропорционально выполненной работе на линии.
Судами установлено, что Обществом осуществлялись пассажирские перевозки на двух городских транспортных маршрутах и одном пригородном.
Согласно пункту 34 методических указаний при продаже отдельным гражданам и организациям по установленному тарифу проездных билетов долговременного пользования, в том числе социальных проездных билетов, количество перевезенных пассажиров за месяц определяется умножением количества проданных билетов на количество поездок в месяц, которое устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или на определенное экспертно количество поездок, приведенное ниже в Таблице 1.
Эти объемы учитываются ежемесячно в течение всего периода действия билета, если его продолжительность рассчитана более чем на один месяц (например, квартальный или годовой).
Согласно таблице 1 при перевозке граждан, имеющих право на меры социальной поддержки (социальные проездные билеты), во внутригородском сообщении одним видом транспорта (автобусом) учитывается 30 поездок пассажиров по проездным билетам долговременного пользования за месяц, в пригородном сообщении - 20 поездок.
При расчете субсидии, подлежащей выплате истцу, в связи с осуществлением им деятельности на территории Великого Новгорода и Крестецкого городского поселения Департаментом транспорта и связи учтено количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по ЕСПБ, равное 30. Согласно указанному расчету сумма субсидии, выплаченной Обществу за I квартал 2013 года по Великому Новгороду, составила 1 573 483 руб. 36 коп., по Крестецкому городскому поселению, - 276 руб. 02 коп.
При расчете субсидии, подлежащей выплате истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории Крестецкого муниципального района, Департаментом транспорта и связи учтено количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по ЕСПБ, равное 20. Согласно указанному расчету сумма субсидии, выплаченной Обществу за I квартал 2013 года по Крестецкому муниципальному району, составила 69 691 руб. 18 коп.
Таким образом, в отсутствие данных натурных обследований судами двух инстанций сделан обоснованный вывод о том, что Департамент транспорта и связи правомерно применил при расчете объема субсидии, подлежащей выплате истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории городских поселений, количество поездок, равное 30, а при расчете объема субсидии, подлежащей выплате истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории муниципального района, количество поездок, равное 20.
При таких обстоятельствах суды правильно применили нормы материального права и выводы, изложенные в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, ими не допущено, в связи с чем основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны заявленным ранее в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 15.11.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу N А44-3036/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское пассажирское автотранспортное предприятие" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.