20 мая 2014 г. |
Дело N А13-3342/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии индивидуального предпринимателя Неклюдова Николая Константиновича и его представителя Коптяева Д.В. (доверенность от 20.02.2014),
рассмотрев 19.05.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.09.2013 (судья Колтакова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 (судьи Шадрина А.Н., Романова А.В., Носач Е.В.) по делу N А13-3342/2013,
установил:
Индивидуальный предприниматель Неклюдов Николай Константинович, ОГРНИП 304352921500052 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, место нахождения: 160035, Вологодская обл., г. Вологда, Каменный мост ул., д. 4, ОГРН 1033500051683, Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2, ОГРН 1023500901654 (далее - Департамент финансов), и Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Горького, д. 35, ОГРН 1093525019390 (далее - Департамент дорожного хозяйства), о взыскании 573 606 руб. 44 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан при проезде на транспорте из которых: 541 951 руб. 66 коп. затрат, связанных с проездом областных категорий льготников, 31 654 руб. 78 коп. затрат, связанных с проездом федеральных льготников.
Определением суда от 19.06.2013 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 13.09.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.12.2013, исковые требования удовлетворены. В пользу Предпринимателя с Вологодской области в лице Департамента финансов за счет казны субъекта Российской Федерации взыскано 541 951 руб. 66 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации - 31 654 руб. 78 коп. затрат, связанных с предоставлением названных мер социальной поддержки. В иске к Департаменту градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, Администрации города Вологды, Вологодской области в лице Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области отказано.
В кассационной жалобе Департамент финансов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, суды неправильно применили законодательство при определении затрат перевозчика.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Российской федерации поддерживает доводы жалобы.
В судебном заседании представитель Предпринимателя просил жалобу отклонить.
Другие участвующие в деле лица уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Вологды (правопредшественник Департамента градостроительства и инфраструктуры) и Предприниматель заключили договор от 27.03.2008 N 351 на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте.
Согласно пункту 1.1 названного договора Предприниматель предоставляет проезд по единым именным льготным месячным проездным билетам (далее - ЕИЛМПБ) отдельным категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2.1 договора, а названный Комитет возмещает Предпринимателю расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте, в соответствии с удельным весом Предпринимателя в объеме транспортной работы.
Договор заключен на срок до 31.12.2008 (пункт 3.1).
Дополнительным соглашением от 12.01.2012 N 5 срок действия договора продлен до 31.12.2012.
Ссылаясь на то, что расходы по предоставлению названных выше льгот не возмещены в полном размере за август и сентябрь 2012 года, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, проверив расчет Предпринимателя и признав за ним право на компенсацию убытков, удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Законом Вологодской области от 10.12.2007 N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон N 1704-ОЗ) лица, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 1 названного закона, имеют право на приобретение по месту жительства ЕИЛМПБ стоимостью 300 руб. для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).
Лицам, указанным в пунктах 4-31 статьи 1 Закона N 1704-ОЗ, предоставляются меры социальной поддержки в рамках обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами с учетом финансирования расходов на эти цели за счет средств федерального бюджета.
В силу статьи 6 Закона Вологодской области от 22.12.2005 N 1393-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций с выделением отдельной строкой и расшифровкой по каждому муниципальному образованию.
Порядок предоставления и расходования субвенций, передаваемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется правительством области, в части осуществления государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области - с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области.
Постановлением правительства Вологодской области от 30.01.2008 N 138 утвержден Порядок определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по ЕИЛМПБ, согласно которому транспортными организациями ежемесячно в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области представляется отчет о затратах при предоставлении проезда по единому проездному билету отдельным категориям граждан, установленным статьей 1 Закона N 1704-ОЗ.
Предпринимателем представлен расчет недополученных доходов за спорный период.
Суд первой инстанции, проверив расчет, пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Согласно пункту 19 данного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения требований Предпринимателя.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.09.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу N А13-3342/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.