28 мая 2014 г. |
Дело N А56-30923/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Самсоновой Л.А.,
судей Алешкевича О.А., Константинова П.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Бурмистрова И.Ю. (доверенность от 26.12.2013),
рассмотрев 26.05.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2013 (судья Рогова Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 (судьи Есипова О.И., Семенова А.Б., Шульга Л.А.) по делу N А56-30923/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107144, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295 (далее - ОАО "РЖД", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) от 11.02.2013 N 07-44-04/46.
Решением от 22.08.2013 суд отказал в удовлетворении заявления Общества.
Постановлением от 17.12.2013 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на неправильное применение судами норм права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
Податель жалобы считает, что Общество исполнило обязанность по обеспечению оценки уязвимости, так как между ОАО "РЖД" и закрытым акционерным обществом "НПП "ИСТА-Системс" был заключен договор от 03.06.2013 N 79, предметом которого является проведение оценки уязвимости, в том числе объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Оленегорск.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители Управления, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба с учетом ходатайства Управления рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения начальника Управления от 14.01.2013 N 25-р в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка исполнения пункта 1 предписания Управления от 08.08.2012 N 07-44-04/357, по которому Обществу предписано: обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств (далее - ОТИ и/или ТС) железнодорожной станции Оленегорск и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости - в срок до 21.12.2012; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС железнодорожной станции Оленегорск в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС железнодорожной станции Оленегорск; информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС железнодорожной станции Оленегорск согласно пунктам 5 14, 5.14.1, 5.14.2, 5.14.3, 5.14.4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43 (далее - Требования N 43), в срок до 21.04.2013; установить с целью обеспечения транспортной безопасности конфигурацию и границы согласно пунктам 5.25, 5.25.1, 5.25.2, 5.25.3, 5.25.4, 5.25.5 Требований N 43 - в срок до 21.04.2013; объекты транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Оленегорск оснастить техническими средствами, обеспечивающими требования пунктов 10.5, 10.5.1, 10.5.2, 10.5.3, 10.5.4, 10.5.5, 10.5.6, 10.5.7, 10.5.8, 10.5.9, 10.5.10, 10.5.11, 10.6, 10.7 Требований N 43 - в срок до 21.04.2013.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 11.02.2013 N 07-46-04/67, из которого следует, что пункт 1 предписания от 08.08.2012 N 07-44-04/357 в установленный срок Обществом не исполнен.
В связи с указанными обстоятельствами Управление 11.02.2013 выдало Обществу предписание N 07-44-04/46, в пункте 1 которого Обществу предписано обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Оленегорск и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Оленегорск в срок до 11.05.2013.
ОАО "РЖД" оспорило предписание от 11.02.2013 в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований, исходя из того, что ОАО "РЖД" не исполнило обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости железнодорожной станции Оленегорск по состоянию на момент вынесения Управлением предписания от 11.02.2013 N 07-44-04/46.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) (в редакции, действовавшей в проверяемый период) под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Согласно пункту 1 статьи 4 названного Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 12 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности.
Пунктом 2 Требований N 43 установлено, что данные Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты ОТИ и ТС железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу пункта 5.7 данных Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Закона N 16-ФЗ категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные объекты включаются в реестр ОТИ и ТС, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Полномочия по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с пунктом 5.3.14 "Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Сама обязанность и срок ее выполнения, предусмотренный пунктом 5.7 Требований N 43, поставлена в зависимость от завершения процедуры категорирования и уведомления об этом обстоятельстве субъекта транспортной инфраструктуры.
В ходе судебного разбирательства суды на основании письма Департамента безопасности ОАО "РЖД" от 21.05.2013 N 2587/ЦБЗ установили, что Общество 21.02.2012 было уведомлено о включении железнодорожной станции Оленегорск в реестр категорированных ОТИ (том 1, лист дела 65).
В связи с указанными обстоятельствами суды правомерно указали, что заявитель в срок до 21.05.2012 был обязан обеспечить исполнение пункта 5.7 Требований N 43.
Как обоснованно отметили суды, факт неисполнения ОАО "РЖД" вышеназванной обязанности, в том числе и по состоянию на момент вынесения Управлением предписания от 11.02.2013 N 07-44-04/46, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 11.02.2013 N 07-46-04/67, и по существу заявителем не оспаривается.
Податель жалобы считает, что Общество исполнило обязанность по обеспечению оценки уязвимости, так как между ОАО "РЖД" и закрытым акционерным обществом "НПП "ИСТА-Системс" был заключен договор от 03.06.2013 N 79, предметом которого является проведение оценки уязвимости, в том числе объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Оленегорск.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод жалобы, поскольку административный орган проверяет соблюдение требований законодательства на момент проведения проверки. В данном случае на момент вынесения оспариваемого предписания обязанность по обеспечению оценки уязвимости не была Обществом выполнена.
Как правильно указал апелляционный суд, факт заключения ОАО "РЖД" 03.06.2013 (то есть уже после вынесения предписания) с ЗАО "НПП "ИСТА-Системс" договора N 79 на проведение оценки уязвимости железнодорожной станции Оленегорск не свидетельствует о недействительности предписания Управления от 11.02.2013 N 07-44-04/46, а может рассматриваться лишь как меры принятые Обществом для его исполнения.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали ОАО "РЖД" в удовлетворении требования о признании недействительным предписания Управления от 11.02.2013 N 07-44-04/46
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу N А56-30923/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.