28 апреля 2014 г. |
Дело N А21-6294/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Дмитриева В.В. и Малышевой Н.Н.,
при участии от закрытого акционерного общества "Авианефть" Устина О.В. (доверенность от 12.05.2014), Старостенковой Е.П. (доверенность от 24.01.2014), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Чижиковой А.В. (доверенность от 03.04.2012),
рассмотрев 21.05.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Авианефть"" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.11.2013 (судья Шкутко О.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 (судьи Попова Н.М., Бурденков Д.В., Смирнова Я.Г.) по делу N А21-6294/2013,
установил:
Закрытое акционерное общество "Авианефть", место нахождения:238315, Калининградская область, Гурьевский район, поселок сельского типа Храброво, улица Невского, ОГРН 1023902296758, ИНН 3917010911 (далее - Общество, ЗАО "Авианефть"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога, ОАО "РЖД"), о взыскании
1 646 676 руб. 19 коп. необоснованно списанных денежных средств.
Решением суда первой инстанции от 05.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.02.2014, в иске отказано.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить исковые требования.
Общество ссылается на то, что дополнительное соглашение от 12.03.2013
N 2 к договору от 14.09.2011 N 1013-КЛГ на организацию расчетов, в котором стороны согласовали размер платы за пользование вагонами (в том числе не принадлежащими перевозчику) действует с 12.03.2012 (с даты его подписания с учетом протокола разногласий). Поэтому ОАО "РЖД" не вправе было списывать со счета ЗАО "Авианефть" плату за пользование вагонами в феврале 2013 года.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Дороги обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.12.2011 ОАО "РЖД" и ЗАО "Авианефть" заключили договор N 82 (далее - Договор N 82) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Общества при станции Рябиновка Калининградской железной дороги (филиала ОАО "РЖД"), обслуживаемого локомотивом перевозчика. В соответствии с названным Договором N 82 осуществляется эксплуатация принадлежащего ЗАО "Авианефть" железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего через стрелочный перевод N 4 к пути N 1 станции Рябиновка.
В соответствии с пунктом 5 Договора N 82 подача вагонов на указанный железнодорожный путь необщего пользования производится Дорогой по уведомлению. Оно передается по телефонам круглосуточно во все дни недели, не позднее чем за два часа до подачи вагонов.
Пунктом 8 Договора N 82 предусмотрено, что количество вагонов, подаваемых на места погрузки (выгрузки) для одновременного начала проведения грузовых операций без перестановки локомотивом перевозчика, устанавливается в 6 вагонов.
В соответствии с пунктом 13 того же Договора N 82 на данном железнодорожном пути необщего пользования установлены следующие технологические нормы на погрузку (выгрузку): "нефтепродукты - 2 часа на одновременно поданную партию до 6 вагонов".
ОАО "РЖД" и ЗАО "Авианефть" 14.09.2011 заключили договор N 1013-КЛГ на организацию расчетов (далее - Договор N 1013-КГЛ). К данному Договору стороны заключили дополнительное соглашение от 30.12.2011 N 1 (далее - Дополнительное соглашение N 1), которое вступило в силу 01.01.2012.
Кроме того, к Договору N 1013-КГЛ стороны 12.03.2013 подписали дополнительное соглашение N 2 (далее - Дополнительное соглашение N 2).
Истец представил в дело свой экземпляр Дополнительного соглашения N 2, подписанный со стороны ЗАО "Авианефть" с протоколом разногласий. Ответчик так же представил свой экземпляр Дополнительного соглашения N 2, подписанный сторонами без указания наличия протокола разногласий.
Согласно пункту 2.1.11 Договора N 1013-КГЛ (в редакции Дополнительных соглашений N 1 и 2) в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от Общества, являющегося грузополучателем (например, занятость фронта погрузки/выгрузки и другие причины), Дорога взимает плату за время нахождения спорных вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 3 к данному Договору. В случае нарушения Обществом (являющимся грузополучателем на железнодорожной станции назначения) времени подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от ЗАО "Авианефть" (например, занятость фронта погрузки/выгрузки и другие причины), Дорога взимает плату за время нахождения этих вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 3 к Договору.
Согласно пункту 2.3 Договора N 1013-КГЛ (в редакции Дополнительных соглашений N 1 и 2) ОАО "РЖД" вправе приостановить выполнение своих обязательств, связанных с осуществлением перевозок, оказанием услуг, оплату которых осуществляет ЗАО "Авианефть", при отсутствии на лицевом счете грузополучателя достаточных денежных средств для оплаты причитающихся Дороге платежей с учетом сумм по незавершенным перевозкам.
Дорога 04.02.2013 списала с лицевого счета Общества 1 646 676 руб. 19 коп. платы за пользование спорными вагонами на основании данных, отраженных в ведомостях подачи и уборки вагонов N 021043, 021041 и 021044, составленных на основании актов общей формы от 06.01.2012 N 4/151, от 25.01.2013 N 89, от 26.01.2013 N 92, от 31.01.2013 N 96 и 97, от 02.02.2013 N 4/834, 99, 100, 110 и, 112. В названных актах указаны причины простоя спорных вагонов, зависящие от ЗАО "Авианефть".
Все вышеуказанные акты общей формы и ведомости подачи и уборки вагонов подписаны грузополучателем без возражений.
Плату за время нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов на путях общего пользования Дорога начислила Обществу в размере, предусмотренном пунктом 2.1.11 и приложением N 3 к Договору N 1013-КГЛ (в редакции Дополнительного соглашения N 2).
ОАО "РЖД" списало с лицевого счета ЗАО "Авианефть" плату за пользование вагонами в спорный период.
Общество 24.06.2013 направило Дороге претензию о возврате необоснованно списанных денежных средств. В связи с неурегулированием спора в претензионном порядке, ЗАО "Авианефть" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, признав действия ОАО "РЖД" по списанию со счета ЗАО "Авианефть" платы за пользование вагонами правомерными.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2) за время ожидания подачи вагонов по причинам, зависящим от грузополучателей, вносится плата, указанная в Тарифном руководстве.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта.
Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, может быть взыскана при условии принадлежности вагонов Дороге на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
В материалы дела по фактам простоя спорных вагонов, принадлежащих и не принадлежащих перевозчику, с указанием причины и времени задержки вагонов представлены следующие документы: акты общей формы, подписанные ЗАО "Авианефть" без замечаний; памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, подписанные Обществом без замечаний; извещения о задержке и об отправлении вагонов; выписка по лицевому счету за период с 25.01.2013 по 31.01.2013.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что Дополнительное соглашение N 2 действовало с 01.01.2013.
В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
В представленном Дорогой экземпляре Дополнительного соглашения N 2 отсутствует указание о подписании данного документа с протоколом разногласий. Из материалов дела усматривается, что фактически ЗАО "Авианефть" направило ОАО "РЖД" протокол разногласий лишь 13.03.2013, то есть спустя значительное время после подписания Дополнительного соглашения N 2.
Довод подателя жалобы о том, что простой вагонов возник по вине перевозчика, не подтвержден какими-либо доказательствами.
Согласно пункту 2.3 Договора N 1013-КЛГ (в редакции Дополнительных соглашений N 1 и 2) ОАО "РЖД" вправе приостановить выполнение своих обязательств, связанных с осуществлением перевозок, оказанием услуг, оплату которых осуществляет грузополучатель, при отсутствии на лицевом счете последнего достаточных денежных средств для оплаты причитающихся платежей с учетом сумм по незавершенным перевозкам.
Из материалов дела усматривается, что в период с 25.01.2013 по 31.01.2013 на лицевом счете ЗАО "Авианефть" действительно отсутствовали денежные средства. Поэтому следует отклонить довод Общества об оплате им счета от 04.02.2013 N 150 без задержки.
Исходя из изложенного следует признать, что суды двух инстанций обоснованно и законно отказали в иске.
Кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального права. Выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем основания для их отмены и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.11.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 по делу N А21-6294/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Авианефть" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.