09 июня 2014 г. |
Дело N А13-9233/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Самсоновой Л.А.,
судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 02.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.11.2013 (судья Зрелякова Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 (судьи Шумилова Л.Ф., Виноградов О.Н., Писарева О.Г.) по делу N А13-9233/2013,
установил:
Департамент лесного комплекса Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, ОГРН 1053500056136 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к специализированному автономному учреждению лесного хозяйства Вологодской области "Вологодское лесохозяйственное объединение", место нахождения: 160000, г. Вологда, Ленинградская ул., д. 8, ОГРН 1023500869237 (далее - Учреждение), о взыскании 94 771 руб. ущерба, причиненного лесному фонду в результате незаконной рубки.
Решением от 05.11.2013 суд отказал в удовлетворении иска.
Постановлением от 30.01.2014 апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, просит отменить судебные акты. Податель жалобы отмечает, что факт незаконной рубки подтверждается материалами дела.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 15.12.2009 между Департаментом (арендодатель) и Учреждением (арендатор) заключен договор N 02-02-16/1015-2009 аренды лесного участка, по условиям которого арендатору во временное пользование передается лесной участок площадью 23 537 га, расположенный в Вожегодском муниципальном районе Вологодской области, в целях заготовки древесины. Срок действия договора установлен с 01.01.2010 по 15.12.2058.
Договор 20.01.2010 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
Согласно пункту 4 договора и приложению N 3 к нему участок арендовался в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Производство лесозаготовок, лесопиления и деревообработки в государственном учреждении Вологодской области "Вологодское управление сельскими лесами" ГУ ВО "Вологдасельлес" с осуществлением заготовки древесины.
В соответствии с пунктом 2 договора арендатору передан во временное пользование, в том числе лесной участок в квартале N 30, выдел N 9, делянка N 4, расположенный в Нижнеслободском участковом лесничестве, колхоз "Родина".
При проведении проверки материалов дистанционного мониторинга от 18.07.2012 Вожегодским районным отделом - государственным лесничеством обнаружены признаки незаконной рубки лесных насаждений в делянке N 4, выдел N 9, квартал N 30 Нижнеслободского участкового лесничества.
Департаментом 31.08.2012 составлен протокол N 7 о лесонарушении, в котором зафиксирован факт рубки деревьев за границами ранее отведенной делянки в объеме 32,5 куб.м.
Департамент, ссылаясь на то, что в результате незаконной рубки лесных насаждений причинен ущерб лесному фонду Российской Федерации, обратился в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что поскольку выдел N 9 квартала N 30 включен в проект освоения лесов и лесную декларацию, то переруба свыше объема, указанного в декларации, не было, незаконной рубки за пределами переданного ответчику в аренду лесного участка или с превышением объемов разрешенного к заготовке леса не произведено, в связи с этим причинения ущерба государственному лесному фонду не установлено. Кроме того, суды установили, что протокол о лесонарушении от 31.08.2012 оформлен с нарушением Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 N 1 (далее - Инструкция N 1), поскольку составлен в одностороннем порядке без извещения Учреждения о дате и времени освидетельствования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Имущественная ответственность за лесонарушения регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие самих убытков, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившими убытками.
На основании статьи 100 ЛК РФ и в соответствии со статьей 65 АПК РФ Департамент, предъявляя иск о взыскании с Учреждения ущерба за нарушение лесного законодательства Российской Федерации, обязан в том числе доказать факт совершения ответчиком лесонарушения.
В подтверждение факта совершения ответчиком вменяемого лесонарушения истцом представлен протокол от 31.08.2012 N 7 о лесонарушении.
Суды первой и апелляционной инстанций указали, что протокол от 31.08.2012 N 7 о лесонарушении не является допустимым доказательством, поскольку составлен с нарушением требований Инструкции N 1.
В тоже время необходимо отметить следующее.
Частью 1 статьи 26 ЛК РФ установлено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. В силу части 2 статьи 26 ЛК РФ лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 этого Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, приложения к приказу Рослесхоза от 17.01.2012 N 18 "О лесной декларации" (далее - Порядок) лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лесопользователь), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.
Согласно пункту 3 названного Порядка лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год.
В соответствии с пунктом 11 Порядка уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
В ходе судебного разбирательства судами установлено, что лесная декларация N 3 на заготовку леса на данном участке подана Учреждением 10.03.2011. Декларация была принята, требований о внесении в нее соответствующих изменении со стороны уполномоченного органа заявлено не было. Выдел N 9 квартала N 30 включен в проект освоения лесов и лесную декларацию, переруба свыше объема, указанного в декларации, не было, что подтверждено представителем истца в суде первой инстанции.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица в числе прочего отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы).
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что незаконной рубки за пределами переданного ответчику в аренду лесного участка или с превышением объемов разрешенного к заготовке леса не произведено.
В связи с этим суды правомерно указали на отсутствие ущерба государственному лесному фонду и отказали Департаменту в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, оспариваемые судебные акты не подлежат отмене.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.11.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 по делу N А13-9233/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 26 ЛК РФ установлено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. В силу части 2 статьи 26 ЛК РФ лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 этого Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
...
Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица в числе прочего отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы)."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июня 2014 г. N Ф07-3044/14 по делу N А13-9233/2013