20 мая 2014 г. |
Дело N А66-3624/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Мунтян Л.Б.,
судей Любченко И.С., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АПР-Сити/ТВД" Феоктистовой Н.Л. (доверенность от 06.05.2014 N 06-05-14/02ю), от общества с ограниченной ответственностью "ФОРСАЖ" Стекловой А.С. (доверенность от 05.05.2012),
рассмотрев 13.05.2014 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ФОРСАЖ" и Администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 26.09.2013 (судья Рожина Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 (судьи Шадрина А.Н., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу N А66-3624/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АПР-Сити/ТВД", место нахождения: 142700, Московская область, Ленинский район, город Видное, Донбасская улица, дом 2, ОГРН 1037739332564 (далее - общество, ООО "АПР-Сити/ТВД"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области к Администрации города Твери, место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, Советская улица, дом 11, ОГРН 1066950062717 (далее - Администрация), Управлению муниципального заказа города Твери, место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Вольного Новгорода, дом 10, ОГРН 1026900517490 (далее - Управление), с исковым заявлением о признании недействительными результатов открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери по лотам N 1 и N 2, оформленных протоколом оценки и сопоставления заявок от 05.03.2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд первой инстанции привлек общество с ограниченной ответственностью "ФОРСАЖ", место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, Трехсвятская улица, дом 6, ОГРН 1096952006667 (далее - ООО "ФОРСАЖ"), и Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, место нахождения: 170000, Тверская область, город Тверь, Советская площадь, дом 23, ОГРН 1036900080722 (далее - УФАС, антимонопольный орган).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 15.08.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.01.2013 решение Арбитражного суда Тверской области от 15.08.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу N А66-3624/2012 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции определениями от 04.04.2013 и 26.04.2013 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ) удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований.
Рассмотрению подлежат следующие требования истца: 1. Признать недействительным открытый конкурс на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери по лотам N 1 и N 2, результаты которого оформлены протоколом оценки и сопоставления заявок от 05.03.2012; 2. Признать недействительными следующие договоры от 11.03.2012, заключенные Администрацией и ООО "ФОРСАЖ", по результатам открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери по лотам N 1 и N 2: N 143/2, N 144/2, N 145/2, N 146/2, N 147/2, N 148/2, N 149/2, N 150/2, N 151/2, N 152/2, N 153/2, N 154/2, N 155/2, N 156/2, N 157/2, N 158/2, N 159/2, N 160/2, N 161/2, N 162/2, N 163/2, N 164/2, N 165/2, N 166/2, N 167/2, N 168/2, N 169/2, N 170/2, N 171/2, N 172/2, N 173/2, N 174/2, N 175/2, N 176/2, N 177/2, N 178/2, N 179/2, N 180/2, N 181/2, N 182/2, N 183/2, N 184/2, N 185/2, N 186/2, N 187/2, N 188/2, N 189/2, N 190/2, N 191/2, N 192/2, N 193/2, N 194/2, N 195/2, N 196/2, N 197/2, N 198/2.
Определением суда первой инстанции от 26.04.2013 ООО "ФОРСАЖ" привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
После повторного рассмотрения дела решением Арбитражного суда Тверской области от 26.09.2013, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Администрация и ООО "ФОРСАЖ", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просят отменить вынесенные решение от 26.09.2013 и постановление от 31.01.2014, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
По мнению ООО "ФОРСАЖ", ссылки судебных инстанций на то, что использованный Администрацией метод оценки и сопоставления заявок нарушает принципы проведения рассматриваемых торгов и что победителем конкурса могло стать иное лицо, являются неправомерными. ООО "ФОРСАЖ" считает предположительным и материалами настоящего дела не подтвержденным вывод судов о том, что установленный порядок оценки заявок позволяет конкурсной комиссии по своему субъективному усмотрению определять победителя конкурса. Кроме того, ООО "ФОРСАЖ" указало, что поскольку оно исполнило конкурсные предложения и обязанности по договорам за истекший период с момента заключения договоров, то избранный истцом способ защиты не восстановит его интересы.
Администрация в кассационной жалобе считает, что все перечисленные в Положении о порядке подготовки и проведения открытых конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери, утвержденном постановлением администрации города Твери от 01.09.2011 N 1552 (далее - Положение N 1552), требования и разделы, в том числе и таблица критериев, содержались в конкурсной документации. В связи с этим, по мнению администрации, нельзя согласиться с выводами судебных инстанций о том, что при проведении открытого конкурса нарушены требования Положения N 1552. Кроме того, по мнению Администрации требование об обязательном наличии методики оценки и сопоставления заявок существует только при проведении торгов на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и не распространяется на торги на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Общество в представленных отзывах на кассационные жалобы Администрации и ООО "ФОРСАЖ" утверждает, что указанные в них доводы являются несостоятельными и просит оставить судебные акты по настоящему делу без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "ФОРСАЖ" поддержала доводы, приведенные в кассационных жалобах, а представитель общества возражала против удовлетворения кассационных жалоб ООО "ФОРСАЖ" и Администрации по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители Администрации, Управления и УФАС, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании Положения N 1552 и Правил распространения наружной рекламы в городе Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 27.07.2004 N 66, Администрация (организатор конкурса) в лице Управления разместила на Интернет-сайте www.tver.ru, а также опубликовала в муниципальном печатном издании "Муниципальные вести" извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора по установке и эксплуатации рекламной конструкции на территории города Твери.
На конкурс в числе прочих были выставлены следующие лоты:
- лот N 1 на право заключения договора по установке и эксплуатации рекламной конструкции в форме щитов по 29 адресам города Твери на общую сумму 1 324 898 руб. на срок 5 лет;
- лот N 2 на право заключения договора по установке и эксплуатации рекламной конструкции в форме щитов и лайт-боксов по 28 адресам города Твери на общую сумму 1 216 402 руб. на срок 5 лет.
Для участия в конкурсе было поданы две заявки - ООО "АПР-Сити/ТВД" и ООО "ФОРСАЖ". Вскрытие конвертов с заявками оформлено протоколом от 02.03.2012. Все претенденты по лотам N 1 и N 2 были допущены конкурсной комиссией к участию в конкурсе.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 05.03.2012 конкурсной комиссией по лоту N 1 ООО "АПР-Сити/ТВД" начислено 27 баллов, ООО "ФОРСАЖ" - 62 балла, по лоту N 2 ООО "АПР-Сити/ТВД" - 32 балла, а ООО "ФОРСАЖ" - 64 балла.
Победителем конкурса по лотам N 1 и N 2 признано ООО "ФОРСАЖ".
По итогам проведенного конкурса Администрацией с ООО "ФОРСАЖ" были заключены 57 договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Договоры заключены на 5 лет - с 11 марта 2012 года по 11 марта 2017 года.
Общество, не согласившись с решением конкурсной комиссии, обратилось с жалобой в УФАС.
Решением УФАС от 28.03.2012 по делу N 04-6/1-4-2012 жалоба общества признана обоснованной в части нарушений конкурсной комиссией требований Положения N 1552 и конкурсной документации в части необъявления и незанесения в протокол вскрытия конвертов от 02.03.2012 условий исполнения договора (предложений по критериям оценки), указанных в такой заявке и являющихся критерием оценки заявок на участие в конкурсе, а также неопределения даты и времени рассмотрения заявок, даты и времени оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе; организатор торгов и конкурсная комиссия были признаны нарушившими процедуру организации и проведения открытого конкурса.
Общество, полагая, что открытый аукцион по лотам N 1 и N 2 проведен с нарушением статей 448, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 15, 17, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), пунктов 30, 77 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила N 67), пунктов 5.6, 5.7, 9.1 Положения N 1552, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При повторном рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования общества, признав их обоснованными по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив доводы жалоб, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для их удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
По смыслу названной нормы права торги могут быть признаны недействительными в случае, когда допущены такие существенные нарушения закона, которые могли повлиять на определение результата торгов.
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Исходя из характера и субъектного состава подлежащих урегулированию отношений торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся в целях предоставления равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере рекламы, развития между ними добросовестной конкуренции, соблюдения требований законодательства о конкуренции и рекламе, а также обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции при предоставлении мест для размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в публичной собственности.
Частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
В соответствии с Положением N 1552 торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери проводятся в форме открытого конкурса.
В соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 5.3 Положения N 1552 конкурсная документация должна в том числе содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, которые устанавливаются конкурсной документацией в соответствии с системой критериев, изложенной в пункте 5.6 данного Положения и используются для оценки конкурсных предложений, и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Согласно пункту 5.7 Положения N 1552 наилучшее предложение по каждому критерию оценивается в 1 балл.
Победителем конкурса признается участник, набравший наибольшее количество баллов. В случае, если нескольким заявкам на участие в конкурсе присвоено одинаковое количество баллов, победителем конкурса признается участник, заявка которого поступила ранее других заявок на участие в конкурсе (пункт 5.8 Положения N 1552).
Следовательно, Положением N 1552 установлена лишь система критериев оценки заявок (14 критериев), а конкретное содержание критериев и порядок оценки конкурсной комиссией заявок по каждому критерию должны устанавливаться в конкурсной документации с целью выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с предметом конкурса.
Конкурсная документация была утверждена Управлением муниципального заказа администрации города Твери и Управлением потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы администрации города Твери и размещена на официальном сайте города Твери www.tver.ru.
Согласно конкурсной документации в подразделе 18 раздела Г "Порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе" и информационной карте конкурса установленные критерии оценки полностью повторяют систему критериев, утвержденную Положением N 1552.
В соответствии с пунктом 18.3 подраздела 18 раздела Г победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоено наибольшее количество баллов.
При этом в нарушение требований Положения N 1552 в конкурсной документации отсутствует как содержание каждого критерия оценки, так и порядок оценки и сопоставления заявок по каждому критерию.
За исключением критерия "Максимальное предложение по размеру платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции" все формулировки критериев оценки, предложенные в конкурсной документации, абстрактны и субъективны (отсутствуют количественные критерии значимости показателей, их соответствие баллам, формулы расчета и др.) и представляют собой простое перечисление элементов, которые комиссия должна оценить.
Из представленных в материалы дела итогового протокола от 05.03.2012 и листов голосования также невозможно установить, по каким критериям конкурсной комиссией был выбран победитель конкурса и в чем заключаются преимущества его заявки.
В обоснование своих доводов ООО "ФОРСАЖ" и Администрация указывают, что выдвинутые участниками конкурса предложения оценивались специалистами конкурсной комиссии на предмет их реальности, выгодности для Администрации и наличия у нее экономической возможности ими воспользоваться без нарушения законодательства.
Судами первой и апелляционной инстанций данный довод был правомерно отклонен, поскольку такой порядок оценки заявок не отвечает принципу определенности и однозначности и позволяет конкурсной комиссии по своему субъективному усмотрению определять победителя конкурса.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что отсутствие четкой методики оценки показателей представленных заявок нарушает порядок определения победителя конкурса, что прямо запрещено пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Довод Администрации о том, что требование об обязательном наличии методики оценки и сопоставления заявок существует только при проведении торгов в соответствии с Законом N 94-ФЗ и не распространяется на торги на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, кассационным судом отклоняется - как основанный на неверном толковании закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Закона N 135-ФЗ нарушение антимонопольных требований к торгам, в том числе нарушение порядка определения победителя торгов, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
Пунктами 1 и 3 статьи 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.
В данном случае по результатам конкурса с победителем ООО "ФОРСАЖ" были заключены 57 договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Договоры заключены на 5 лет - с 11.03.2012 по 11.03.2017.
Поскольку ООО "ФОРСАЖ" исполнило конкурсные предложения и обязанности по договорам за истекший период с момента заключения договоров, суды пришли к верному выводу, о том, что действие заключенных договоров может быть прекращено на будущее время в неисполненной части.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая правовая оценка. Переоценка установленных этими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26.09.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 по делу N А66-3624/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ФОРСАЖ" и Администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Администрации о том, что требование об обязательном наличии методики оценки и сопоставления заявок существует только при проведении торгов в соответствии с Законом N 94-ФЗ и не распространяется на торги на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, кассационным судом отклоняется - как основанный на неверном толковании закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Закона N 135-ФЗ нарушение антимонопольных требований к торгам, в том числе нарушение порядка определения победителя торгов, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
Пунктами 1 и 3 статьи 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 мая 2014 г. N Ф07-7990/12 по делу N А66-3624/2012
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7990/12
31.01.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10683/13
26.09.2013 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-3624/12
29.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7990/12
11.10.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7530/12
15.08.2012 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-3624/12
17.04.2012 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-3624/12