29 сентября 2014 г. |
Дело N А56-78195/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Константинова П.Ю.,
при участии от Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Адначевой И.А. (доверенность от 04.02.2014 N 91) и Федоровой М.В. (доверенность от 10.06.2014 N 106), от общества с ограниченной ответственностью "Марина" Рублевой Л.М. (доверенность от 26.09.2013),
рассмотрев 22.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2014 (судья Константинова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу N А56-78195/2013,
установил:
Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Департамент государственного лицензирования, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67, ОГРН 1089848003882, ИНН 7842396444 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об аннулировании лицензии от 30.05.2011 N РАП/02636-47-000 на розничную продажу алкогольной продукции, выданную обществу с ограниченной ответственностью "Марина", место нахождения: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Киргетова, д. 13, ОГРН 1064705035427, ИНН 4705031936 (далее - ООО "Марина", Общество).
Решением от 05.03.2014 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 24.06.2014 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Комитета поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ООО "Марина" осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании лицензии от 30.05.2011 N РАП/02636-47-000 (срок действия до 26.06.2016) по адресу: Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Киргетова, д. 13.
На основании распоряжения Комитета от 16.09.2013 сотрудниками Комитета проведена проверка ООО "Марина" на предмет соответствия деятельности Общества лицензионным требованиям, о чем составлен акт проверки от 20.09.2013 N 59.
В ходе проверки установлено, что расстояние от входа в магазин до входа на обособленную территорию детского учреждения, огороженную забором, расположенного на противоположной стороне проезжей части по пешеходному переходу, составляет более 100 метров, в связи с чем нарушения требований по розничной продаже алкогольной продукции не выявлены. Между тем Комитет пришел к выводу о том, что магазин входит в границы, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденные постановлением Администрации муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района "Об утверждении схем границ территорий МО "Город Гатчина", прилегающих к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" от 25.07.2013 N 1073 (далее - Постановление Администрации N 1073).
В связи с выявленными нарушениями Комитет выдал Обществу предписание от 20.09.2013 об устранении нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции.
Поскольку Общество не исполнило предписание от 20.09.2013, Комитет издал распоряжение от 21.10.2013 N 03.1-02/РАП/2636/1819 о приостановлении на 30 дней действия выданной ООО "Марина" лицензии от 30.05.2011 N РАП/02636-47-000 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по адресу: Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Киргетова, д. 13.
Распоряжением Комитета от 10.12.2013 принято решение о направлении заявления в арбитражный суд об аннулировании лицензии от 30.05.2011 N РАП/02636-47-000.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления Комитета, указав, что магазин находится на надлежащем расстоянии от общеобразовательного учреждения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ указано, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
Согласно пункту 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является в числе прочего неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
Согласно пункту 4 данной статьи к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 2 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 (далее - Правила N 1425), предусмотрено, что розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1425 территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - дополнительная территория).
Подпунктом "б" пункта 3 Правил N 1425 установлено, что "обособленная территория" - территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
Пунктом 5 Правил N 1425 предусмотрено, что дополнительная территория определяется:
а) при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект;
б) при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
В силу пункта 6 Правил N 1425 максимальное значение расстояния от детских организаций до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов.
Согласно пункту 7 Правил N 1425 способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 решения от 26.06.2013 N 33 "Об определении границ территорий МО "Город Гатчина", прилегающих к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", утвержденного Советом депутатов муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района (далее - Решение Совета депутатов N 33), органом, уполномоченным на разработку и утверждение схем границ прилегающих территорий для каждой организации и(или) объекта, указанных в пункте 2 Правил N 1425, является администрация МО "Город Гатчина".
В силу пункта 3 Решения Совета депутатов N 33 при определении границ прилегающей территории до предприятий торговли, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, минимальное расстояние должно составлять от детских, образовательных организаций, объектов спорта и объектов военного назначения до границ прилегающих территорий - 100 метров.
Согласно пункту 2 Решения Совета депутатов N 33 способ расчета расстояний от организаций, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до границ прилегающих территорий определяется по кратчайшему расстоянию, в том числе при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа посетителей в стационарный торговый объект. Расстояние до границ, прилегающих к организациям или объектам территорий, измеряются по кратчайшему пути, а при наличии непреодолимых препятствий по пешеходному маршруту. Непреодолимое препятствие - это препятствие, которое трудно, либо невозможно преодолеть, неустранимое (здания, сооружения, ограждения и т.д.).
В соответствии с Постановлением Администрации N 1073, принятым в соответствии с Решением Совета депутатов N 33, в радиусе 100 метров от образовательного учреждения запрещена розничная торговля алкогольной продукцией.
Как следует из материалов дела, детский сад N 5 расположен по адресу: г. Гатчина, ул. Киргетова, дом N 10, а через дорогу от него в доме N 13 по этой же улице расположен магазин, принадлежащий ООО "Марина".
Оба здания разделены самой улицей Киргетова, по которой осуществляется автомобильное движение, что в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД), является проезжей частью.
В соответствии с пунктом 4.3 ПДД пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
Как следует из разметки улицы Киргетова в городе Гатчине, пешеходный переход этой улицы расположен левее входа в магазин ООО "Марина" и на значительном удалении справа от входа в детский сад.
Таким образом, поскольку между входом для посетителей на обособленную территорию детского сада и входом в магазин, принадлежащий ООО "Марина", имеется непреодолимое препятствие в виде проезжей части, расстояние до границы территории, прилегающей к детскому саду, должно измеряться по пешеходному маршруту.
Как обоснованно отметили суды, с учетом вышеуказанного и с учетом требований ПДД и положений Решения Совета депутатов N 33 относительно измерения границ прилегающих территорий по пешеходному маршруту расстояние от входа в магазин ООО "Марина" до детского сада составляет более 100 метров.
Данное обстоятельство отражено в акте проверки от 20.09.2013 N 59.
Согласно заключению специалиста ООО "НПЦ Судебная экспертиза" от 16.09.2013 N 151 с учетом существующих ПДД и положений Федерального закона от 15.11.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", кратчайшее расстояние от магазина ООО "Марина" до детского сада N 5 составляет 104,1 метр.
Согласно акту Гатчинского БТИ от 03.09.2013 N 128 данное расстояние с учетом пункта 4.3 ПДД составляет 102,02 метра.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании материалов дела пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Комитета об аннулировании лицензии ООО "Марина", поскольку Обществом не нарушены требования Закона N 171-ФЗ, так как магазин ООО "Марина" находится на надлежащем расстоянии, установленном Решением Совета депутатов N 33, от общеобразовательного учреждения.
При этом суды правомерно исходили из того, что в данном случае требования Постановления Администрации N 1073, определяющие границу прилегающей к детскому саду территории по радиусу, при расчете указанного расстояния неприменимы.
Податель жалобы, ссылаясь на пункт 3 Решения Совета депутатов N 33, пункт 6 Правил N 1425, требования Постановления Администрации N 1073, считает, что утверждать о нахождении торгового объекта вне границ территорий возможно только в случае, если измеренное по пешеходному маршруту расстояние от торгового объекта до детского учреждения превышает 130 метров, а в случае, если такое расстояние составляет от 100 до 130 метров, установить факт нахождения или ненахождения торгового объекта в границах территории, на которой запрещена розничная торговля алкогольной продукцией, возможно лишь на основании утвержденных Администрацией графических схем границ.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод жалобы, поскольку из материалов дела не следует, что в данном случае органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 6 Правил N 1425 определено максимальное значение расстояния от детских организаций до границ прилегающих территорий, позволяющее превышать минимальное значение указанного выше расстояния более чем на 30 процентов.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Комитету в удовлетворении заявления об аннулировании лицензии от 30.05.2011 N РАП/02636-47-000 на розничную продажу алкогольной продукции, выданную ООО "Марина".
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу N А56-78195/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.