07 октября 2014 г. |
Дело N А56-2803/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Сергеевой И.В.,
судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Боровковой Н.С. (доверенность от 30.12.2013 N 11240), от Министерства обороны Российской Федерации Клементьевой Н.Ю. (доверенность от 30.07.2014 N 212/1/4083),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2014 (судья Преснецова Т.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 (судьи Серикова И.А., Кашина Т.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-2803/2014,
установил:
Муниципальное образование "Романовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в лице администрации муниципального образования, место нахождения: 188670, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Романовка, д. 18, кв. 3, 4, ОГРН 1064703001054, ИНН 4703083777 (далее - Администрация), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734 (далее - Управление Росреестра), от 24.10.2013 N 12/078/2013-350, 12/078/2013-486, 12/079/2013-358, 12/063/2013-319, 12/079/2013-230, 12/083/2013-16, 12/063/2013-472, 12/083/2013-018, 12/079/2013-227 в государственной регистрации права собственности на девять объектов недвижимости, расположенных в пос. Углово Всеволожского района Ленинградской области, в/г 18б; обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования на данные объекты недвижимости.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра, Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), федеральное государственное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением от 11.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росреестра в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, материалами дела не подтверждается, что приказ Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2012 N 3448 был направлен в регистрирующий орган уполномоченным органом исполнительной власти - Министерством; Администрация представила на регистрацию названный приказ в виде ксерокопии, что не соответствует Федеральному закону от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ), а также Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации).
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что государственная регистрация права собственности на безвозмездно передаваемое военное имущество производится в упрощенном порядке на основании только решения федерального органа исполнительной власти, которое было представлено.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Министерства против удовлетворения жалобы возражал, указав, что копия приказа была направлена в регистрирующий орган Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент).
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в августе 2013 года Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права собственности и о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении девяти объектов недвижимости, расположенных в пос. Углово Всеволожского района Ленинградской области, в/г 18б, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2012 N 3448 "О передаче объектов недвижимого имущества". В регистрирующий орган была представлена ксерокопия копии названного приказа, заверенной директором Департамента.
Сообщениями от 24.10.2013 Управление Росреестра уведомило Администрацию об отказе в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, поскольку на государственную регистрацию представлен приказ Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2012 N 3448 в виде ксерокопии.
Администрация, считая, что все необходимые документы были представлены, в связи с чем отказы в государственной регистрации права являются незаконными, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации. Согласно абзацу 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Государственная регистрация прав осуществляется на основании документов, перечисленных в статье 17 Закона о государственной регистрации.
Отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность, урегулированы Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ, согласно статье 3 которого принятое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения в отношении переданного имущества права собственности Российской Федерации и возникновения на это имущество права собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно части 9 названной статьи в течение двух рабочих дней со дня принятия указанного выше решения принявший такое решение федеральный орган исполнительной власти направляет его в орган государственной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ.
Суды, исследовав собранные по делу доказательства и проанализировав положения Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ и Закона о государственной регистрации в совокупности, пришли к правильному выводу, что для государственной регистрации права собственности на переданное военное недвижимое имущество, осуществляемой в ускоренном и упрощенном порядке, достаточно решения федерального уполномоченного органа исполнительной власти. Суды, установив, что заверенная надлежащим образом копия приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2012 N 3448 была направлена в регистрирующий орган Департаментом и копия этой заверенной копии представлена Администрацией при подаче документов, правомерно посчитали оспариваемый отказ незаконным и удовлетворили заявленные требования.
Вопреки требованиям статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Росреестра не опровергло допустимыми и достаточными доказательствами факт направления Департаментом в подразделение регистрирующего органа надлежаще заверенной копии приказа, а также не обосновало, что представленной Администрацией ксерокопии приказа было недостаточно для проведения государственной регистрации по причине возникновения у регистратора сомнений в ее достоверности и существовании решения уполномоченного органа о передаче военного имущества.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вывод судов о наличии оснований для государственной регистрации права собственности муниципального образования.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.08.2014 по ходатайству Управления Росреестра исполнение решения от 11.03.2014, оставленного без изменения постановлением апелляционного суда от 18.06.2014, было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с окончанием рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемых судебных актов без изменения приостановление исполнения следует отменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу N А56-2803/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 11.03.2014 и постановления от 18.06.2014 отменить.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.