06 октября 2014 г. |
Дело N А66-5332/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" Тимофеевой М.С. (доверенность от 14.03.2014 N 496), от Правительства Тверской области Вуйминой И.М. (доверенность от 15.01.2013 N 3), от открытого акционерного общества племзавод "Заволжское" Дуранина А.В. (доверенность от 28.01.2014 N 907),
рассмотрев 29.09.2014 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Тверской области и Правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.03.2014 (судья Головина Т.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А66-5332/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" (место нахождения: 170508, Тверская область, Калининский район, поселок Заволжский, дом 1В, ОГРН 1116952076867, ИНН 6949008163; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Правительству Тверской области (место нахождения: 170000, город Тверь, Советская улица, дом 44, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054; далее - Правительство) о взыскании за счет казны Тверской области 6 727 554 руб. 73 коп. ущерба, причиненного в результате изъятия имущества для государственных нужд.
Суд первой инстанции определением от 24.06.2013 в порядке части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произвел замену ненадлежащего ответчика на надлежащего - Тверская область в лице Министерства финансов Тверской области (место нахождения: 170000, город Тверь, Советская улица, дом 23, ОГРН 1026900508557, ИНН 6901001459; далее - Министерство).
В соответствии со статьей 51 АПК РФ суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (место нахождения: 170008, город Тверь, Озерная улица, дом 9, ОГРН 1086952003247, ИНН 6950076658; далее - Управление), Главное управление "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, проспект Победы, дом 53, ОГРН 1026900533109, ИНН 6903005875; далее - Инспекция), администрацию муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области (место нахождения: 170508, Тверская область, Калининский район, поселок Заволжский, дом 2, ОГРН 1056900211796, ИНН 6924013250; далее - Администрация) и открытое акционерное общество племзавод "Заволжское" (место нахождения: 170508 Тверская область, Калининский район, поселок Заволжский, дом 2, ОГРН 1026940514149, ИНН 6924003082; далее - ООО "Заволжское").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28.03.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014, исковые требования удовлетворены, с субъекта Российской Федерации Тверская область в лице Министерства за счет средств казны Тверской области в пользу Общества взыскано 6 727 554 руб. 53 коп. компенсации ущерба, понесенного в результате изъятия имущества для государственных нужд.
В кассационных жалобах Министерство и Правительство просят отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
По мнению Министерства, истец не представил доказательств возникновения ущерба в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов. Кроме того, Министерство полагает, что возмещение ущерба должно производиться за счет средств резервного фонда Правительства.
Правительство в доводах жалобы указывает на неправомерность ссылки судов на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А66-12394/2012, поскольку Министерство не являлось лицом, участвующем в указанном дела.
В судебном заседании представитель Правительства поддержал доводы кассационных жалоб, а представители Общества и ООО "Заволжское" возражали против их удовлетворения по мотивам, изложенным в отзывах.
Министерство, Управление, Инспекция и Администрация о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что пунктом 1 постановления Губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг "О карантине на территории Тверской области" (далее - Постановление N 165-пг) установлены ограничительные мероприятия (карантин) по африканской чуме свиней (далее - АЧС) с 24.07.2012 на территории, в том числе Калининского района Тверской области, на срок проведения ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек АЧС до принятия отдельного решения. Утвержден План ограничительных мероприятий по предотвращению распространения АЧС на территориях Калининского, Конаковского районов Тверской области (пункт 2 Постановления N 165-пг).
Управлением принято решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 25.07.2012, в котором указано о необходимости проведения отчуждения домашних свиней в хозяйствах всех форм собственности и изъятия сырой продукции убоя свиней непромышленного изготовления у граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, занимающихся переработкой, хранением, реализацией свиноводческой продукции на территории первой угрожаемой зоны, определенной Постановлением N 165-пг.
Постановлением Губернатора Тверской области от 27.07.2012 N 167-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг" эпизоотическим очагом АЧС определена территория комплекса N 2 ООО "Заволжское", территория Заволжского сельского поселения Калининского района (место нахождения истца) отнесена к первой угрожаемой зоне по АЧС.
При этом данным постановлением либо иным нормативным документом, вынесенным на его основании, не было предусмотрено изъятие продуктов животноводства.
Общество направило в адрес Правительства и Управления письмо от 31.07.2012 N 119 с требованиями о принятии решения об изъятии у него продукции животноводства и выплате компенсации из расчета количества продукции животноводства в убойном весе, указав, что Постановлением N 165-пг в плане мероприятий, осуществляемых в первой угрожаемой зоне, к которой отнесена и территория расположения Общества, определено лишь отчуждение свиней в хозяйствах всех форм собственности, а такое мероприятие как изъятие продукции животноводства не предусмотрено.
При этом постановлением Правительства Тверской Области от 04.07.2012 N 376-пп (Постановление N 376-пп) предусмотрено изъятие поголовья свиней и продукции свиноводства в связи с возникновением на территории Тверской области очагов АЧС в первой угрожаемой зоне.
В ответ на названное обращение 20.08.2012 Общество получило отказ в выдаче решения об изъятии продукции животноводства с указанием на то, что изъятие продукции свиноводства с выплатой соответствующей компенсации не предусматривается.
Постановлением Губернатора Тверской области от 06.08.2012 N 180-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг" (далее - Постановление N 180-пг) территория Общества признана инфицированным объектом АЧС. Указанная информация доведена до всеобщего сведения путем опубликования сообщения в газете "Тверская жизнь" от 08.08.2012 N 146.
Общество направило в адрес Инспекции, Управления и Администрации письмо от 10.08.2012 N 137, в котором указало на необходимость в сложившейся ситуации согласовать место для утилизации свиноводческой продукции, проведение которой запланировано на 11.08.2012. Общество обратилось к Инспекции и Управлению с требованием о направлении представителей уполномоченных органов для принятия участия 11.08.2012 в утилизации продукции животноводства и составления акта (письмо от 10.08.2012 N 138).
Согласно актам о взвешивании свиноводческой продукции в инфицированном объекте для дальнейшей ее утилизации, подписанным представителями Общества, Управления и Инспекции, актам об уничтожении свиноводческой продукции из инфицированного объекта, подписанным представителями Общества, Инспекции, ГБУ "Горветполиклиника" и ГБУ "Калининская СББЖ", актам об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (по форме), подписанным представителями Управления и ГБУ "Калининская СББЖ", 11.08.2012 произведено изъятие и уничтожение всей находящейся у Общества продукции животноводства в количестве 56 212,857 кг.
При этом представитель Инспекции отказался от участия в составлении и подписании акта в связи с отсутствием соответствующего решения Правительства об изъятии продуктов животноводства, а Администрация не принимала участие в процессе изъятия принадлежащей Обществу продукции животноводства.
28.03.2013 Общество направило в адрес Правительства, Министерства и Министерства сельского хозяйства Тверской области письмо с требованием о возмещении в 10-дневный срок ущерба, понесенного в результате изъятия для государственных нужд и уничтожения принадлежащей ему продукции животноводства.
Согласно письмам Министерства от 02.04.2013 и Министерства сельского хозяйства Тверской области от 08.04.2013 Общество получило отказ в возмещении ущерба, который мотивирован тем, что мероприятия по изъятию продукции животноводства на территории Общества как инфицированном объекте не проводились, а также отсутствием у Общества акта об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.
Общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о возмещении причиненного ущерба, полагая, что ему причинены убытки изъятием и уничтожением продукции животноводства при проведении ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек АЧС.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования в полном объеме, сделав вывод, что представленными Обществом доказательствами подтверждается состав гражданско-правовой ответственности, предусмотренный статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в отношении заявленного к возмещению ущерба.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В силу части 2 названной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исходя из пункта 1 статьи 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Общие основания ответственности за причинение вреда установлены в статье 1064 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1), При этом законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2), вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом (пункт 3).
Правоотношения по борьбе с распространением эпизоотий и выплате компенсаций за ущерб, причиняемый отчуждением зараженных животных, регулируются специальным законодательством. Статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон "О ветеринарии") установлено, что ветеринарное законодательство состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 19 Закона "О ветеринарии" при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 названного Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства их стоимости за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии. В случаях, если очаги особо опасных болезней животных имеют федеральное или межрегиональное значение и мероприятия по ликвидации таких очагов проводятся на основании решения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, субсидии на проведение указанных мероприятий выделяются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводятся указанные мероприятия. Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных", которым утверждены Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (далее - Правила N 310).
Названными Правилами предусмотрено, что при выявлении животных, которые являются носителями возбудителей особо опасных болезней животных, или животных с клиническими признаками таких болезней должностные лица государственной ветеринарной службы и специалисты в области ветеринарии направляют информацию об этом государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации (пункт 4).
Решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных принимает руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель в 2-дневный срок с даты получения указанной информации (пункт 7 Правил N 310).
В силу пункта 8 названных Правил организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт по установленной форме.
В пункте 9 Правил N 310 указано, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели. Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 названных Правил (акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных), и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (пункту 10 Правил N 310).
Согласно пункту 11 Правил N 310 размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства.
В соответствии с пунктом 2.6 постановления администрации Тверской области от 21.11.2006 N 281-па "О порядке отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Тверской области" (далее - Порядок N 281-па) на основании решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, принятого Управлением, Правительство области в течение трех суток с момента его получения принимает решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства и направляет его копию гражданам и юридическим лицам - владельцам животных (грузов).
Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Тверской области от 06.02.2013 по делу N А66-12394/2012 Обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Правительства и третьих лиц, выразившегося в ненадлежащем оформлении изъятия для государственных нужд принадлежащей Обществу продукции животноводства, в связи с невозможностью восстановления нарушенного права избранным способом защиты.
При этом судебными инстанциями при рассмотрении названного дела установлен ряд обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела, что правильно принято во внимание судами исходя из положений статьи 16 АПК РФ об обязательности судебных актов.
Судами при рассмотрении дела N А66-12394/2012 установлено, что в нарушение пункта 7 Правил N 310 и пункта 2.6 Порядка N 281-па Правительством не принималось решение об изъятии и проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства у Общества, территория которого признана инфицированной Постановлением N 180-пг. При этом на Общество распространялся утвержденный Постановление N 165-пг план ограничительных мероприятий, которым предусматривалось сжигание продукции свиноводства, что равнозначно изъятию продукции. Таким образом, указанные нормативные акты являлись для Общества распорядительными документами, обязывающими произвести уничтожение продукции, и, как следствие, заменяющими принятие отдельного решения по вопросу об отчуждении.
С учетом названных обстоятельств суды сделали вывод, что отсутствие у владельца изъятого имущества соответствующего решения руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может лишать владельца права на последующее возмещение ущерба за счет бюджета данного субъекта, в случае, если такое решение не принималось, но изъятие имущества действительно произведено в государственных и общественных интересах в целях предотвращения распространения эпизоотии.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций верно установили, что в результате проводимых мероприятий и в целях предотвращения распространения АЧС Обществу причинен ущерб вследствие неполучения компенсации за уничтоженную продукцию животноводства в размере 6 727 554 руб. 73 коп. (из расчета уничтоженной продукции животноводства в количестве 56 212,857 кг и ставки для выплаты компенсаций за изъятую продукцию животноводства, утвержденной постановлением Правительства N 376-пп).
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.03.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А66-5332/2013 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства финансов Тверской области и Правительства Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.