13 октября 2014 г. |
Дело N А52-167/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Афанасьева С.В., Марьянковой Н.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Псков" Юриновой О.А. (доверенность от 10.10.2013 N 151),
рассмотрев 09.10.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Псков" на решение Арбитражного суда Псковской области от 11.04.2014 (судья Васильева О.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014 (судьи Козлова С.В., Виноградова О.Н., Шумилова Л.Ф.) по делу N А52-167/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Псков", место нахождения: 180017, г. Псков, Рабочая ул., д. 5, ОГРН 1026000964329, ИНН 6027015076 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к товариществу собственников жилья "Надежда", место нахождения: 180004, г. Псков, ул. Лепешинского, д.14, кв. 35, ОГРН 1106027001079, ИНН 6027126682 (далее - Товарищество), о понуждении заключить договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) общего пользования многоквартирного жилого дома.
Решением суда от 11.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2014, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить и исковые требования удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество возражает против её удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Товарищество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила N 549), специализированной организацией является газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию ВДГО и имеющая аварийно-диспетчерскую службу.
Общество является такой специализированной организацией, так как осуществляет содержание и ремонт ВДГО, а также имеет аварийно-диспетчерскую службу.
Являясь такой специализированной организацией, Общество 07.12.2013 направило Товариществу проект договора N 02/05/28984/2013 на техническое обслуживание и ремонт ВДГО общего пользования многоквартирного жилого дома с приложениями, просило подписать его в 5-дневный срок и один экземпляр возвратить ему.
Письмом от 28.01.2014 Товарищество возвратило Обществу два неподписанных экземпляра договора, предложив привести его условия в соответствие с действующим законодательством.
Поскольку спорный договор сторонами не подписан, Общество обратилось в суд с иском.
Суды установив, что Товарищество 08.04.2014 заключило аналогичный договор с обществом с ограниченной ответственностью "ГазИнвестСтрой" (далее - ООО "ГазИнвестСтрой"), в иске отказали.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно статье 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению.
В соответствии с частью 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
Согласно пункту 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно пункту 3, подпункту "г" пункта 49 Правил N 307 жилищно-строительный кооператив, товарищество являются исполнителями, отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, и обязаны самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.5.6 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
В соответствии с пунктом 4 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок N 239), техническое обслуживание ВДГО включает в себя техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, а также техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования. Минимальный объем работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, указанный в приложении N 1 к Порядку N 239, включает в себя и техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.
Согласно положениям Правил N 549 наличие договора на техническое обслуживание ВДГО является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа.
Таким образом, Товарищество обязано заключить со специализированной организацией договор на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования, поскольку оно является исполнителем коммунальных услуг в интересах граждан и несет обязанность перед поставщиком газа и населением по созданию организационно-технических условий для безопасного газоснабжения многоквартирного жилого дома.
В соответствии с пунктом 30 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), специализированная организация вправе по собственной инициативе направить заявку (оферту) заказчику о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта указанного договора, подготовленного в соответствии с названными Правилами и Гражданским кодексом Российской Федерации и подписанного со стороны специализированной организации.
В случае если сторона, направившая заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения этой заявки (оферты) другой стороной не получила от нее ответа о согласии заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на предложенных условиях либо иных условиях, соответствующих гражданскому законодательству Российской Федерации и данным Правилам, или об отказе от заключения указанного договора по основаниям, предусмотренным названными Правилами, а также в случае получения отказа от заключения указанного договора по основаниям, не предусмотренным этими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение этого договора является обязательным, к заключению договора (пункт 31 Правил N 410).
В силу пункта 2 Правил N 410 специализированной организацией признается газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом ВДГО, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.
Судами установлено, что Товарищество исполнило свою обязанность, заключив 08.04.2014 с ООО "ГазИнвестСтрой" договор о техническом обслуживании и ремонте ВДГО.
Довод Общества о том, что указанный договор в силу статьи 168 ГК РФ ничтожен, поскольку ООО "ГазИнвестСтрой" не является специализированной организацией, правомерно отклонен судами.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N АКПИ13-826 пункты 2, 6, 7 и 30 Правил N 410 в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа, признаны недействующими.
Из названного решения следует, что Правила N 410 в части, ограничивающей гражданские права хозяйствующих субъектов на осуществление вида деятельности, не запрещенного федеральным законом, противоречат требованиям пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 49, статьи 421 ГК РФ, части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу, что Общество не вправе обязывать Товарищество заключить с ним договор о техническом обслуживании и ремонте ВДГО при наличии аналогичного договора с ООО "ГазИнвестСтрой".
Согласно пункту 7 Правил N 410 аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется специализированной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и данными Правилами без заключения отдельного договора об аварийно-диспетчерском обеспечении.
При указанном положении суд кассационной инстанции находит вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными, вследствие чего они не подлежат отмене или изменению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 11.04.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014 по делу N А52-167/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Псков" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.