14 октября 2014 г. |
Дело N А26-8353/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Константинова П.Ю., Кудина А.Г.,
рассмотрев 14.10.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.03.2014 (судья Колесова Н.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 (судьи Копылова Л.С., Медведева И.Г., Тойвонен И.Ю.) по делу N А26-8353/2013,
установил:
Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и Министерству финансов Республики Карелия о взыскании 18 365 руб. 03 коп. неосновательного обогащения в связи с недофинансированием мер социальной поддержки медицинских работников в период 2010-2011 годов.
Решением суда первой инстанции от 25.03.2014 указанная сумма взыскана в пользу Администрации с Минфина России за счет казны Российской Федерации.
В иске к Министерству финансов Республики Карелия отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.07.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин России просит указанные решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, удовлетворение иска за счет казны Российской Федерации неправомерно.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с казны Прионежского муниципального района Республики Карелия решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 16.01.2013 по делу N 2-52/13 взыскано в пользу Смоленниковой С.А. 18 365 руб. 03 коп. невыплаченной субсидии на социальную поддержку медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности, за 2010-2011 годы.
Администрация, исполнив вступившее в законную силу решение суда, указав, что финансирование льгот медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения должно осуществляться за счет субвенций из соответствующего бюджета, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации исходя из того, что в 2010-2011 годах финансовая помощь в виде субвенций на финансовое обеспечение мер социальной поддержки медицинских работников из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия не поступала, тогда как меры социальной поддержки этим работникам установлены законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы) до 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) часть вторая статьи 63 Основ признана утратившей силу; указанная статья дополнена частями четвертой, пятой и шестой.
В соответствии с частями пятой и шестой статьи 63 Основ (в редакции Закона N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Социальная поддержка работающих и проживающих за пределами городов специалистов государственных учреждений Республики Карелия (в частности - врачей, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием Республики Карелия, медицинских психологов, провизоров) в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлена Законом Республики Карелия от 17.12.2004 N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" (пункт 10 статьи 2, статья 3).
Правительство Республики Карелия в целях реализации данного Закона Республики Карелия постановлением от 17.01.2005 N 1-П утвердило Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, согласно пункту 12 которого указанным гражданам меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Между тем, как предусмотрено частью 1 статьи 153 Закона N 122-ФЗ, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Законом нормах, настоящий Закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Законом.
В пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) указано, что расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В силу пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что финансовая помощь на обеспечение мер социальной поддержки медицинских работников из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия в 2010 - 2011 годах не поступала.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также исходя из того, что статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" оказание мер социальной поддержки медицинским работникам к вопросам местного значения муниципального района не отнесено, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности иска, удовлетворив его за счет казны Российской Федерации. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.03.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу N А26-8353/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.