29 октября 2014 г. |
Дело N А26-451/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Константинова П.Ю., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 28.10.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.04.2014 (судья Лайтинен В.Э.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А26-451/2014,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада", место нахождения: 188304, Ленинградская область, город Гатчина, Соборная улица, дом 31, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - ОАО "МРСК"), о взыскании ущерба причиненного лесному фонду в результате незаконной рубки деревьев в размере 1 497 795 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "БМ-плюс", место нахождения: 185005, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Правды, дом 28 а, ОГРН 1101001007755, ИНН 1001236667 (далее - ООО "БМ-плюс").
Решением суда первой инстанции от 14.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.07.2014, в удовлетворении иска Министерству отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные решение и постановление судов отменить.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "МРСК" считает, что судебные акты законны и обоснованны, в связи с чем просит оставить их без изменения, а жалобу Министерства - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, лесничим Поросозерского участкового лесничества в ходе рейда патрулирования обнаружено, что в квартале 179 (на выделах 9, с 11-го по 14-й) и в квартале 187 (на выделах 1, 2, 5, 7, с 8-го по 12-й, с 14-го по 17-й, с 37-го по 41-й) обнаружена незаконная рубка деревьев, допущенная при выполнении работ по расширению трассы высоковольтной линии (ВЛ) ОАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" на участке "ПС-35 Найстеньярви-ПС - 29 Поросозеро" с вырубкой лесных насаждений на территории Поросозерского участкового лесничества Поросозерского (по материалам лесоустройства).
По факту обнаружения незаконной рубки 06.08.2013 был составлен акт рейда патрулирования по выявлению нарушений лесного законодательства.
В отношении ОАО "МРСК" "Карелэнерго" 26.08.2013 лесничим Поросозерского участкового лесничества ГКУ РК "Суоярвское центральное лесничество" составлен протокол N 24.
В адрес ОАО "МРСК" "Карелэнерго" было также направлено претензионное письмо от 30.08.2013 N 1760, в котором ему предложено уплатить ущерб в размере 1 497 795 руб.
Поскольку ущерб не перечислен в добровольном порядке, Министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды двух инстанций правомерно отказали в удовлетворении иска исходя из следующего.
На основании пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
В силу части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ на землях лесного фонда допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, - для использования линий электропередач и других линейных объектов. В целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 названной статьи, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 ЛК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 45 ЛК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 утверждены "Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" (далее - Правила N 223).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 223 в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
В пункте 9 Правил N 223 указано, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Для проведения названных в пунктах 8 и 9 Правил N 223 выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан юридические и физические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, направляют в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, не позднее 15 дней до завершения рубки, при проведении рубок в целях предотвращения аварий или проведения аварийно-спасательных работ - не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала рубок, следующую информацию: а) наименование юридического лица; фамилия, имя, отчество - для физического лица; б) объем и породный состав вырубаемой древесины; в) сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства (выдел, квартал) (для объектов электросетевого хозяйства также указывается диспетчерское наименование объекта и проектный номинальный класс напряжения); г) срок завершения рубки лесных насаждений (пункт 10 Правил N 223).
В целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (пункт 11 Правил N 223).
"Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила) установлено, что границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются сетевой организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании. Границы охранной зоны подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим технический контроль и надзор в электроэнергетике. После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны (пункт 6 Правил).
В силу пункта 21 Правил для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Рубка деревьев в случаях, предусмотренных в пункте 21 Правил осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков (пункт 24 Правил).
Из материалов дела следует, что ОАО "МРСК" является собственником электросетевого комплекса ПС 29 "Поросозеро" с линиями электропередач в том числе ВЛ - 110 кВ N 134.
Во исполнение пункта 6 Правил Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия 19.12.2012 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об охранной зоне линии электропередачи ВЛ - 110 кВ Л-134 "ПС-35 Найстеньярви-ПС - 29 Поросозеро" в Суоярвском районе Республики Карелия.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела также подтверждается, что между ОАО "МРСК" и ООО "БМ-плюс" 31.05.2013 заключен договор подряда N 112-РП (расширение просек ВЛ). Согласно названному договору ООО "БМ-плюс" обязалось выполнить работы по расширению в том числе просеки ВЛ 110 кВ Л-134 "ПС-35 Найстеньярви-ПС - 29 Поросозеро" в пределах охранной зоны ЛЭП с целью обеспечения надежности электроснабжения потребителей.
Срок окончания по договору установлен 10.10.2013.
ОАО "МРСК" письмом от 11.07.2013 N 229-09/5235 уведомило Министерство о произведенной рубке.
Ввиду изложенного ОАО "МРСК" уведомило Министерство в срок установленный пунктом 10 Правил N 223.
Таким образом, обязанность ответчика по вырубке древесно-кустарниковой растительности в охранных зонах ЛЭП, как лица, осуществляющего эксплуатацию ЛЭП, установлена действующим законодательством. При этом данные вырубки осуществляются без предоставления лесных участков в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для применения такой ответственности истцу необходимо доказать в совокупности: наличие убытков в заявленном к возмещению размере; вину ответчика в возникновении данных убытков; а также причинную связь между понесенными истцом убытками и виновными действиями ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о недоказанности Министерством совокупности вышеперечисленных обстоятельств для привлечения ОАО "МРСК" к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда лесному фонду.
Кассационный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судебными инстанциями норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу N А26-451/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.