27 октября 2014 г. |
Дело N А66-14849/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Галантерея" директора Курначенковой Е.Н. (протокол собрания от 10.11.2013 N 2), от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Тарасова В.В. (доверенность от 14.09.2012 N 860),
рассмотрев 21.10.2014 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политик администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.04.2014 (судья Борцова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014 (судьи Зорина Ю.В., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А66-14849/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Галантерея", место нахождения: 162390, Вологодская обл., Великоустюгский р-н, г. Великий Устюг, Транспортная ул., д. 4, ОГРН 1033501004943, ИНН 3526017500 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери, место нахождения: 170000, г. Тверь, Московская ул., д. 24, корп. 1, ОГРН 1036900014469, ИНН 6901001988 (далее - Департамент ЖКХ), Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, место нахождения: 170000, г. Тверь, Новоторжская ул., д. 1, ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057 (далее - Департамент), об обязании произвести ремонтно-восстановительные работы тепловых сетей, входящих в объект "Система теплоснабжения в районе д. 79, д. 81 по улице Коминтерна" на участке от ТК-7Б-14 до ТК-921-9, от ТК-921-9 до ТК-921-7, от ТК-921-7 до ТК-921-11, от ТК-921-11 до ввода в тепловой пункт истца по адресу: г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 79, лит. Б, необходимые для их приведения в технически пригодное для эксплуатации по назначению состояние.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Твери (далее - Администрация), общество с ограниченной ответственностью "Тверьтепло" (далее - ООО "Тверьтепло").
Решением от 18.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2014, суд обязал Департамент произвести ремонтно-восстановительные работы тепловых сетей, входящих в объект "Система теплоснабжения в районе д. 79, д. 81 по улице Коминтерна" на участке от ТК-7Б-14 до ТК-921-9, от ТК-921-9 до ТК-921-7, от ТК-921-7 до ТК-921-11, от ТК-921-11 до ввода в тепловой пункт Общества по адресу: г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 79, лит. Б, необходимые для их приведения в технически пригодное для эксплуатации по назначению состояние. В отношении Департамента ЖКХ суд в иске отказал.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение от 18.04.2014 и постановление от 30.07.2014, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно не привлекли к участию в деле общество с ограниченной ответственностью "Группа Центр" (далее - ООО "Группа Центр"), владеющее земельным участком, в границах которого проходят сети, в отношении которых приняты обжалуемые судебные акты, и которое может воспрепятствовать исполнению решения суда. Также суды не привлекли к участию в деле общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" (далее - ООО "Тверская генерация"), которому на основании договора аренды муниципального имущества от 01.07.2014 переданы спорная система теплоснабжения.
В кассационной жалобе Департамент ЖКХ, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение от 18.04.2014 и постановление от 30.07.2014, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно не привлекли к участию в деле ООО "Группа Центр", владеющее земельным участком, в границах которого проходят сети, в отношении которых приняты обжалуемые судебные акты, и которое может воспрепятствовать исполнению решения суда. Также суды не привлекли к участию в деле ООО "Тверская генерация", которому на основании договора аренды муниципального имущества от 01.07.2014 переданы спорная система теплоснабжения.
В отзыве на кассационные жалобы Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, приведенные в своей кассационной жалобе, а также доводы кассационной жалобы Департамента ЖКХ, а представитель Общества возражал против их удовлетворения.
Департамент ЖКХ, Администрация и ООО "Тверьтепло", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 79 - склада литер "Б" и нежилое помещение литер "В".
Теплоснабжение указанных объектов осуществлялось через систему централизованного теплоснабжения города Твери на основании договоров поставки тепловой энергии в горячей воде, заключаемых, начиная с 1996 года между истцом и теплоснабжающими организациями.
Общество и открытое акционерное общество "ТГК N 2" (энергоснабжающая организация) заключили договор энергоснабжения от 28.11.2008 N 2550, по которому энергоснабжающая организация обязалась поставлять, а Общество - оплачивать тепловую энергию в горячей воде для целей отопления, вентиляции и горячего водоснабжения объектов, находящихся в собственности Общества и расположенных по адресу: г. Тверь ул. Коминтерна, д. 79.
Впоследствии энергоснабжающая организация была заменена на открытое акционерное общество "Тверские коммунальные системы" (далее - ОАО "Тверские коммунальные системы").
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-14271/2012 арбитражный суд обязал ООО "Тверьтепло" заключить с Обществом и ОАО "Тверские коммунальные системы" соглашение о замене энергоснабжающей (ресурсоснабжающей) организации по Договору N 2550.
Тепловые сети, к которым непосредственно присоединены сети Общества в тепловом пункте от ввода в тепловой пункт д. 79 лит. Б по ул. Коминтерна и далее в сторону ТК-7Б-14 через ТК-921-11, ТК-921-7, ТК-921-9, и посредством которых должно осуществляться теплоснабжение объектов, входят в состав объекта "Система теплоснабжения в районе д. 79, д. 81а по ул. Коминтерна", ранее поставленного на учет как бесхозяйный, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.03.2011 N 69-69-02/031/2011-219.
Постановлением администрации города Твери от 27.12.2011 N 2468 "О внесении изменений в постановление администрации города Твери от 8 ноября 2011 года N 1997 "Об определении теплосетевой организации, уполномоченной содержать и обслуживать бесхозяйные тепловые сети" и пункта 54 приложения к нему, система теплоснабжения в районе д. 79, д. 81а по ул. Коминтерна была передана на обслуживание для осуществления ее ремонта и эксплуатации ООО "Тверьтепло" до момента признания на них права муниципальной собственности.
Актом обследования от 01.04.2010, составленным комиссией с участием представителей ОАО "Тверские коммунальные системы" и Департамента ЖКХ, установлено отсутствие теплоснабжения объектов Общества по причине видимого разрыва трубопровода в ТК-7Б-14 в сторону ТК-921-9.
На объект "Система теплоснабжения в районе д. 79, д. 81а по ул. Коминтерна" 10.10.2012 зарегистрировано право муниципальной собственности (свидетельство о регистрации серии 69-АВ N 589805).
Во владение ресурсоснабжающей организации указанный объект до настоящего времени не передан.
Ссылаясь на то, что теплоснабжение объектов Общества до настоящего времени не восстановлено, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа теплоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, утвержденного постановлением главы администрации города Твери от 23.01.2007 N 198, Департамент является структурным подразделением администрации города Твери, созданным для реализации задач, направленных на эффективное управление муниципальным имуществом города Твери.
Согласно пункту 2.3 названного Положения к задачам Департамента относится обеспечение надлежащего содержания и контроля за использованием муниципального имущества. К функциям департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери относится осуществление контроля за использованием муниципальным имуществом, совершение с ним сделок, в том числе передача муниципального имущества в аренду, доверительное управление, безвозмездное пользование и т.д.
В соответствии с Положением об имуществе казны города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.02.3010 N 45 (далее - Положение об имуществе казны) управление и распоряжение имуществом казны осуществляется администрацией города Твери непосредственно или уполномоченным лицом - департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери. Источниками формирования имущества казны являются в том числе: объекты, переданные в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством; бесхозяйное имущество, поступившее по решению суда в муниципальную собственность города Твери.
Пунктом 8.2 Положения об имуществе казны предусмотрено, что в период, когда имущество, входящее в состав казны, не обременено договорными обязательствами, риск его случайной гибели ложится на муниципальное образование города Твери, а обязанность по содержанию такого имущества выполняет департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери за счет средств, выделенных из бюджета города Твери, если иное не предусмотрено действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что с момента признания права муниципальной собственности на объект "Система теплоснабжения в районе д. 79, д. 81а по ул. Коминтерна", он не был передан в установленном порядке во владение ни одной из ресурсоснабжающих организаций города Твери.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь пунктом 8.2 Положения об имуществе казны, сделали правомерный вывод о том, что обязанность по содержанию объекта "Система теплоснабжения в районе д. 79, д. 81а по ул. Коминтерна" должен нести департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.
С учетом компетенции Департамента ЖКХ, установленной в Положении о департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери, утвержденном постановлением администрации города Твери от 03.07.2012 N 1126, суды пришли к выводу о том, что в данном случае нет оснований для возложения обязанности по проведению ремонтно-восстановительных работ тепловых сетей на Департамент ЖКХ.
Кассационная инстанций не принимает ссылку подателей жалоб на обстоятельства, возникшие в ходе исполнения судебных актов, и связанные с затруднительным доступом к участкам спорной тепловой сети, так как они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Кассационная инстанция отклоняет довод жалоб о том, что спорная система теплоснабжения передана ООО "Тверская генерация" на основании договора аренды от 01.07.2014 N 1, так как этот документ не был предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18.04.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014 по делу N А66-14849/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.