30 октября 2014 г. |
Дело N А13-9218/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Константинова П.Ю., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 28.10.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.01.2014 (судья Алимова Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.) по делу N А13-9218/2013,
установил:
Закрытое акционерное общество "Великоустюгское пассажирское автотранспортное предприятие", место нахождения: 162390, Вологодская область, Великоустюгский район, город Великий Устюг, Транспортная улица, дом 4, ОГРН 1023502691134 (далее - Общество, ЗАО "ПАТП"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области, ОГРН 1023502695743 (далее - Администрация), о взыскании 1 043 267 руб. Иск принят с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 09.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета споры, привлечена Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов).
Определением суда от 27.11.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент финансов и одновременно он исключен из числа третьих лиц по делу.
Решением суда первой инстанции от 28.01.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.07.2014, с Департамента финансов за счет казны субъекта Российской Федерации Вологодской области в пользу ЗАО "ПАТП" взыскано 1 043 267 руб. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, а также 23 432 руб. 67 коп. в возмещении расходов на уплату государственной пошлины; в иске к Администрации отказано.
В кассационной жалобе Департамент финансов просит решение и постановление судов отменить, и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований Общества.
ЗАО "ПАТП" и Администрация в отзывах на жалобу согласны с судебными актами судов двух инстанций, считают доводы ответчика необоснованными и просят оставить в силе решение и постановление.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между Администрацией и Обществом заключен договор на возмещение расходов по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте в соответствии с законом Вологодской области от 10.12.2007 N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон N 1704-ОЗ).
В пункте 2.1.1 договора указано, что перевозчик обязан предоставлять гражданам меры социальной поддержки при проезде на транспорте в соответствии с Законом N 1704-ОЗ.
В пункте 5.1 договора установлен срок его действия (с 01.01.2012 по 31.12.2012).
ЗАО "ПАТП" в период действия договора осуществляло перевозки, а также производило затраты за август и за сентябрь 2012 года.
Поскольку Обществу за указанный период расходы по предоставлению льгот не возмещены, ЗАО "ПАТП" обратилось в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования, признав их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу Департамента финансов не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем названный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с Законом N 1704-ОЗ лица, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 1 названного Закона, имеют право на приобретение по месту жительства единого именного льготного месячного проездного билета (далее - ЕИЛМПБ) стоимостью 300 рублей для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).
Лицам, указанным в пунктах 4 - 31 статьи 1 Закона N 1704-ОЗ, предоставляются меры социальной поддержки для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами с учетом финансирования расходов на эти цели за счет средств федерального бюджета.
В силу статьи 6 Закона Вологодской области от 22.12.2005 N 1393-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций с выделением отдельной строкой и расшифровкой по каждому муниципальному образованию.
Порядок предоставления и расходования субвенций, передаваемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется правительством области, в части осуществления государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области - с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области.
Постановлением правительства Вологодской области от 30.01.2008 N 138 утвержден "Порядок определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по ЕИЛМПБ", согласно которому транспортными организациями ежемесячно в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области представляется отчет о затратах при предоставлении проезда по единому проездному билету отдельным категориям граждан, установленным статьей 1 Закона N 1704-ОЗ.
Обществом представлен расчет недополученных доходов за спорный период.
Суд первой инстанции, проверив расчет, пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Согласно пункту 19 данного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения требований Общества.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.01.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А13-9218/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.