5 ноября 2014 г. |
Дело N А56-66304/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.11.2014.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Гафиатуллиной Т.С., Каменева А.Л., при участии от Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Вишневской М.В. (доверенность от 25.12.2013 N 34542-42), от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Соловьева М.О. (доверенность от 09.01.2014 N 22), от открытого акционерного общества "Петролеспорт" Беликова С.В. (доверенность от 26.08.2013), Енина А.С. (доверенность от 26.08.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2014 (судья Савина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А56-66304/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Петролеспорт", место нахождения: 198099, Санкт-Петербург, остров Гладкий, д. 1, ОГРН 1027802726951, ИНН 7805014746 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) от 09.10.2013 в выкупе земельного участка общей площадью 3046 кв.м с кадастровым номером 78:15:8114:15, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, остров Дамба Гребенка, лит. М.
Общество просит обязать КУГИ устранить нарушения, а также подготовить, оформить и направить в общество с ограниченной ответственностью "Фонд имущества Санкт-Петербурга" передаточное распоряжение.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, отдел водных ресурсов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Отдел).
Решением от 27.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.07.2014, требования заявителя удовлетворены.
В кассационной жалобе КУГИ просит решение и постановление отменить и передать дело на новое рассмотрение.
КУГИ полагает, что испрашиваемый земельный участок необходим для обеспечения таможенных нужд, а также для защиты и охраны государственной границы, в связи с чем является ограниченным в обороте и не может быть передан в частную собственность. По мнению КУГИ, земельный участок относится к пределам пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту "Большой порт Санкт-Петербург".
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель КУГИ поддержал заявленные требования, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Отдел надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником причала N 50 общей площадью 244,8 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, остров Дамба Гребенка, д. б/н, лит. М, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.09.2011 N 78-АЖ 359355.
Согласно дополнительному соглашению от 01.07.2012 к договору аренды земельного участка от 07.06.2004 N 05/ЗД-03305 КУГИ (арендодатель) предоставил Обществу (арендатору) земельный участок общей площадью 3046 кв.м с кадастровым номером 78:15:8114:15, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, остров Дамба Гребенка, лит. М.
Общество, ссылаясь на то, что является собственником причала, на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в КУГИ с заявлением о приобретении права собственности на указанный земельный участок.
В письме от 09.10.2013 Комитет отказал Обществу в выкупе земельного участка со ссылкой на часть 8 статьи 27 ЗК РФ, статью 6 Водного кодекса Российской Федерации, часть 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Общество, ссылаясь на то, что отказ КУГИ в выкупе земельного участка является незаконным и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют собственники зданий, строений, сооружений. Это право осуществляется ими в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами (пункт 1 статьи 36 ЗК РФ).
Таким образом, право на приобретение земельного участка в собственность связано с нахождением на данном участке объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности.
Суды, ссылаясь на часть 4 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также посчитав незаконным отказ КУГИ со ссылкой на то, что в границах участка располагается береговая полоса, которая относится к землям общего пользования, поскольку береговая полоса общего пользования на территории морского порта не устанавливается, удовлетворили заявленные требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, поскольку судами не учтено следующее.
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд являются землями, ограниченными в обороте. Указанные земли не передаются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации.
Таким образом, такие земли относятся к землям, ограниченным в обороте, и не могут быть предоставлены в частную собственность, поскольку такая возможность федеральным законом не предусмотрена.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1) охрана государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы), в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации.
В силу названной статьи к приграничной территории относятся в том числе и пункты пропуска через государственную границу.
Согласно статье 9 Закона N 4730-1 под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Из пункта 4 Правил определения пределов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 253, следует, что в пределы пункта пропуска включаются специально оборудованные участки территории, здания, сооружения и отдельные помещения (часть помещений), а в морских, речных (озерных) портах также акватории, необходимые для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.
В соответствии с пунктом 334 перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 1724-р, "Большой порт Санкт-Петербург" относится к морским пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 15.10.2012 N 201-ОД "Об утверждении пределов морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту "Большой порт Санкт-Петербург" перечислены территории пункта пропуска, включая участки Общества.
В силу приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12.12.2011 N 311 "Об утверждении обязательных постановлений в морском порту "Большой порт Санкт-Петербург" Восточный бассейн и Барочный бассейн порта ограничены с восточной стороны дамбой Гребенка.
В материалах дела имеется письмо от 31.07.2012 N 06-34-3590 Отдела о том, что земельный участок с кадастровым номером 78:15:8114:15 находится на территории Большого порта Санкт-Петербурга. В морском порту "Большой порт Санкт-Петербург" предусматрена организация пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации (т.д. 1, л. 44).
Суды, удовлетворяя заявленные требования, не проверили, относится ли испрашиваемый земельный участок к пунктам пропуска через государственную границу. Суд апелляционной инстанции отказался рассматривать данный довод, поскольку в суде первой инстанции он не приводился.
Вместе с тем из письма Отдела, привлеченного к участию в деле, следует, что данное обстоятельство было известно при рассмотрении дела в суде первой инстанции (т.д. 1, л. 44), однако не получило надлежащей правовой оценки.
В силу статей 170, 271 АПК РФ суд должен дать оценку мотивам, по которым принял или отклонил приведенные в обоснование требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Основаниями для признания незаконными ненормативного акта, решения, действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются одновременно несоответствие указанных актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Судами не исследован вопрос о том, расположен ли испрашиваемый земельный участок в границах пункта пропуска через государственную границу, а также необходим ли данный участок для обеспечения обороны и безопасности, таможенных нужд.
Между тем без установления данных обстоятельств нельзя сделать вывод о наличии правовых оснований для передачи в собственность Общества испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду следует принять во внимание изложенное, проверить доводы лиц, участвующих в деле, с учетом установленных обстоятельств разрешить спор, распределив судебные расходы по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу N А56-66304/2013 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.