07 ноября 2014 г. |
Дело N А56-52840/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.11.2014.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Гафиатуллиной Т.С., Каменева А.Л.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу представителей Асташенковой Е.И. (доверенность от 10.01.2014), Тыриной Н.И. (доверенность от 10.01.2014), от Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга представителя Вишневской М.В. (доверенность от 25.11.2013), от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга представителя Соловьева М.О. (доверенность от 09.01.2014), от правительства Санкт-Петербурга представителя Соловьева М.О. (доверенность от 09.01.2014), от депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Ковалева А.А. представителя Манаенкова К.А. (доверенность от 24.01.2013), от общества с ограниченной ответственностью "Набережная Шмидта, 21" представителя Курганского А.В. (доверенность от 27.10.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2014 (судья Хохлов Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Протас Н.И.) по делу N А56-52840/2013,
установил:
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС по Санкт-Петербургу) от 28.05.2013 по делу N К03-225/12 о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФАС по Санкт-Петербургу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Санкт-Петербурга, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Ковалев А.А., Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ), Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП), прокуратура Санкт-Петербурга, общество с ограниченной ответственностью "Набережная Шмидта, 21" (далее - Общество).
Решением от 13.03.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.07.2014, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе УФАС по Санкт-Петербургу, ссылаясь на неправильное применения судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 13.03.2014 и постановление от 07.07.2014.
В судебном заседании представители УФАС по Санкт-Петербургу и представитель депутата Ковалева А.А. поддержали доводы кассационной жалобы, а представители КЗРиЗ, Общества, КУГИ, и правительства Санкт-Петербурга возражали против ее удовлетворения.
КГИОП и прокуратура Санкт-Петербурга о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения инвестиционно-тендерной комиссии (протокол от 18.11.2003 N 422) постановлением правительства Санкт-Петербурга от 09.12.2003 N 78 земельный участок площадью 715 кв.м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, между домами N 21 и 23, предоставлялся правопредшественнику Общества в аренду на инвестиционных условиях (т.д. 2, л. 52, 53).
Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 25.04.2006 N 492 принято решение об уточнении срока действия договора аренды названного участка: при выполнении инвестором его условий установлена пролонгация на 49 лет (т.д. 2, л. 54).
Впоследствии КУГИ от имени собственника земельного участка между домами N 21 и 23 с кадастровым номером 78:6:2051:5 площадью 715 кв.м совместно с Обществом и двумя физическими лицами (собственниками земельных участков с кадастровыми номерами 78:2051:4 и 78:6:2051:1, смежных с данным участком) 24.02.2010 принял решение об объединении земельных участков и об образовании участка площадью 4233 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 21, лит. А (т.д. 2, л. 14-19).
Распоряжением КЗРиЗ от 24.06.2010 N 2641-рк утверждены границы вновь образованного земельного участка (т.д. 1, л. 50).
Соглашением от 29.11.2010 определены доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 4233 кв.м с кадастровым номером 78:6:2051:8, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 21, лит. А, и порядок владения, пользования и распоряжения им (т.д. 2, л. 81-89). Передаточным распоряжением от 08.09.2011 N 7263(з) КУГИ передал открытому акционерному обществу "Фонд имущества Санкт-Петербурга" долю Санкт-Петербурга (775/4233) в праве обще долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 78:6:2051:8 для заключения договора о ее приватизации Обществом (т.д. 2, л. 125-127).
В связи с поручением прокуратуры Санкт-Петербурга о проверке обращения депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Ковалева А.А. УФАС по Санкт-Петербургу возбуждено дело о нарушении КУГИ и КЗРиЗ антимонопольного законодательства при объединении земельных участков.
По результатам рассмотрения дела N К03-225/12 о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по Санкт-Петербургу вынесено решение от 28.05.2013.
Пунктом 2 указанного решения антимонопольный орган признал нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в действиях КУГИ, подписавшего соглашение от 24.02.2010 об объединении земельных участков с кадастровыми номерами 78:6:2051:5, 78:2051:4 и 78:6:2051:1, соглашение от 29.11.2010 об определении долей в праве общей долевой собственности на вновь образованный земельный участок и установлении порядка владения, пользования и распоряжения им, издании передаточного распоряжения от 08.09.2011 N7263(з). Решение от 28.05.2013 в этой части КУГИ не оспаривается.
Пунктом 1 решения УФАС по Санкт-Петербургу действия КЗРиЗ признаны нарушением положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившимся в необоснованном препятствовании входу на рынок и осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке инвестиционно-строительных услуг (работ) путем разработки и утверждения границ земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 21, лит. А (распоряжение КЗРиЗ от 24.06.2010 N 2641-рк), что привело к передаче Обществу без проведения предусмотренных статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" торгов земельного участка с кадастровым номером 78:6:2051:5 площадью 715 кв.м, на котором возможно возведение объекта капитального строительства жилого назначения, недопущению конкуренции за право на указанный земельный участок, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции на товарном рынке инвестиционно-строительных услуг (работ).
Вместе с тем вопрос о возможности строительства жилого здания на земельном участке площадью 715 кв.м, представляющем собой проезд между домами в существующей застройке, не исследовался при рассмотрении дела N К03-225/12 о нарушении антимонопольного законодательства.
Считая такую квалификацию своих действий незаконной, КЗРиЗ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 1 названного решения антимонопольного органа.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что действия по утверждению границ земельного участка осуществлены КЗРиЗ в пределах предоставленных ему полномочий и конкретные последствия этих действий для их квалификации по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции УФАС по Санкт-Петербургу в оспариваемом решении не отразило.
Исследовав материалы дела и проверив правильность применения судами норм права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Таким образом, для квалификации актов и действий органов власти по части 1 статьи 15 названного Закона необходимо одновременное наличие двух условий: антимонопольным органом должно быть доказано, что такие акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и государственным органом не может быть указана конкретная норма закона, в силу которой соответствующие акты, действия (бездействие) могут быть признаны допустимыми.
В соответствии с пунктом 5.2 Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка, утвержденного распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп, КЗРиЗ принимает решение об утверждении границ земельного участка независимо от площади, в том числе при формировании земельных участков, образованных путем слияния земельных участков, имеющих одинаковый вид разрешенного использования, прошедших государственный кадастровый учет и на которые оформлены правоустанавливающие документы.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на момент рассмотрения КЗРиЗ вопроса об утверждении границ вновь образованного земельного участка (06.04.2010) и вынесения соответствующего распоряжения (24.06.2010) объединяемые участки имели одинаковый вид разрешенного использования, прошли государственный кадастровый учет и принадлежали на праве собственности лицам, заключившим соглашение об их объединении от 24.02.2010 (т.д. 1, л. 50, 159, 162, 163; т.д. 2, л. 94, 95, 99). В связи с этим суд апелляционной инстанции обоснованно указал на отсутствие у КЗРиЗ правовых оснований для отказа в утверждении границ земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 21, лит. А. Распоряжение от 24.06.2010 N 2641-рк принято в пределах предоставленных КЗРиЗ полномочий.
В оспариваемом решении УФАС по Санкт-Петербургу не указаны нормы права, в силу которых действия КЗРиЗ при утверждении границ земельного участка являются незаконными, равно как и не приведено доказательств недопущения, ограничения, устранения конкуренции законными действиями заявителя.
Ссылка подателя жалобы на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2010 N Д23-490 не может быть принята во внимание, поскольку названное письмо является позицией должностного лица по вопросу применения норм земельного законодательства и не имеет статуса нормативного правового акта.
Доводы антимонопольного органа о том, что при рассмотрении настоящего спора не исследованы последовательные совместные действия КЗРиЗ и КУГИ, которые привели к нарушению требований Закона о защите конкуренции, получили надлежащую правовую оценку суда апелляционной инстанции, поскольку решением УФАС по Санкт-Петербургу признаны нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции конкретные действия КЗРиЗ и КУГИ в отдельности. Мотивировочная часть решения от 28.05.2013 по делу N К03-225/12 не содержит анализа совместных (согласованных) действий КУГИ и КЗРиЗ по формированию объединенного земельного участка и по распоряжению им.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод об отсутствии доказательств, что сами по себе разработка и утверждение границ земельного участка, расположенного по адресу:
Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 21, лит. А, привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу изложенного с учетом фактических обстоятельств настоящего дела у суда кассационной инстанции не имеется оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А56-52840/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.