10 ноября 2014 г. |
Дело N А44-143/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Подвального И.О., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 05.11.2014 в открытом судебном заседании поступившую в электронном виде кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.05.2014 (судья Богаева Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 (судьи Зорина Ю.В., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А44-143/2014,
установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Новгородской области, место нахождения: 173003, Великий Новгород, Стратилатовская ул., д. 19, ОГРН 1045300293422, ИНН 5321100670 (далее - УФССП России по Новгородской области), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области, место нахождения: 173007, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, ОГРН 1095321003030, ИНН 5321134051 (далее - ТУ Росимущества в Новгородской области), о взыскании с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, место нахождения: 109012, Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134 (далее - Росимущество), за счет средств казны Российской Федерации денежных средств в размере 100 руб. за имущество, арестованное по исполнительному производству в отношении Грушиной Елены Анатольевны и переданное по акту передачи арестованного имущества на реализацию от 05.07.2013, а также о перечислении данных денежных средств на депозитный счет отдела судебных приставов (далее - ОСП) Новгородского и Батецкого районов УФССП России по Новгородской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области, место нахождения: 109012, Москва, Никольский пер., д. 9 (далее - Росимущество), общество с ограниченной ответственностью "Аваль", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 17, лит. "А", пом. 4Н, ОГРН 1089847287056, ИНН 7842390259 (далее - ООО "Аваль") и Грушина Елена Анатольевна.
В дальнейшем суд привлек Росимущество к участию в деле в качестве второго ответчика, исключив его из числа третьих лиц.
Решением суда первой инстанции от 14.05.2014 требования УФССП России по Новгородской области к Российской Федерации в лице Росимущества удовлетворены полностью, в удовлетворении иска к ТУ Росимущества в Новгородской области отказано. Постановлением апелляционного суда от 20.08.2014 решение суда от 14.05.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Новгородской области, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 14.05.2014 и постановление от 20.08.2014 и принять новый судебный акт - об отказе истцу в удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, имущество передано ТУ Росимущества в Новгородской области на реализацию ООО "Аваль", в связи с чем именно на данной организации лежит обязанность по перечислению денежных средств истцу.
Стороны и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Новгородского района (далее - Судебный пристав-исполнитель) от 20.01.2006 в отношении Грушиной Е.А. (должника) возбуждено исполнительное производство N 440/06/21/53.
В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель произвел арест и изъятие имущества должника - телефона "NOKIA" стоимостью 100 руб. (акт о наложении ареста от 25.04.2013).
Судебным приставом-исполнителем в ТУ Росимущества в Новгородской области направлена заявка от 31.05.2013 на реализацию арестованного имущества.
Письмом от 17.06.2013 N 2440 ТУ Росимущества в Новгородской области уведомило УФССП России по Новгородской области о поручении реализации имущества ООО "Аваль" в соответствии с государственным контрактом от 18.02.2013 N К13-1.
Судебный пристав-исполнитель передал ООО "Аваль" арестованное имущество на реализацию (акт от 05.07.2013).
Истец направил в адрес ТУ Росимущества в Новгородской области требование от 14.11.2013 N 12/02/11314 о возврате нереализованного имущества или денежных средств.
ТУ Росимущества в Новгородской области в письме от 13.12.2013 N 5231 указало, что денежные средства не могут быть перечислены на счет ОСП, поскольку покупатели оплачивали имущество непосредственно ООО "Аваль", которое, в свою очередь, денежные средства ТУ Росимущества в Новгородской области не перечислило.
УФССП России по Новгородской области, полагая, что неправомерными действиями ТУ Росимущества в Новгородской области ему причинены убытки, обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 15, 16 и 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также нормами Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по возмещению убытков лежит на Росимуществе как на главном распорядителе средств федерального бюджета, в связи с чем удовлетворил требования УФССП России по Новгородской области к Российской Федерации в лице Росимущества, а в удовлетворении иска к ТУ Росимущества в Новгородской области отказал.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц регулируются Законом N 229-ФЗ, согласно которому функции по принудительному исполнению возложены на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, непосредственное осуществление этих функций - на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе арестовывать и изымать имущество должника с целью его дальнейшей реализации путем продажи на торгах (статьи 84, 87 и 89 Закона N 229-ФЗ).
Средства от продажи такого имущества поступают во временное распоряжение структурных подразделений службы судебных приставов и зачисляются для их учета на лицевой (депозитный) счет соответствующего подразделения (приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 25.01.2008 N 11/15н, статья 10 Закона N 229-ФЗ).
На основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Росимуществе), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Совместным приказом Федеральной службы судебных приставов от 25.07.2008 N 347 и Росимущества от 25.07.2008 N 149 утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее - Порядок взаимодействия). В Порядке взаимодействия указанные ведомства согласовали свои права и обязанности по этим вопросам, в том числе предусмотрели обязанность Росимущества обеспечить сохранность переданного на реализацию арестованного имущества, а также в установленные сроки перечислить структурным подразделениям службы судебных приставов денежные средства, вырученные от продажи имущества, либо возвратить нереализованное имущество судебным приставам-исполнителям.
Аналогичная обязанность Росимущества по обеспечению перечисления в установленном порядке денежных средств, полученных в результате реализации указанного имущества, закреплена в пункте 5.33 Положения о Росимуществе.
Росимущество вправе привлекать на конкурсной основе физических и юридических лиц для реализации в установленном порядке арестованного имущества.
В то же время проведение реализации арестованного имущества такими лицами не отменяет обязанностей Росимущества по обеспечению сохранности данного имущества, осуществлению оплаты вырученных от его продажи денежных средств или возврату этого имущества судебным приставам-исполнителям.
Таким образом, невыполнение Росимуществом названных обязанностей препятствует службе судебных приставов осуществить свою государственную функцию по принудительному исполнению судебных актов, а также создает потенциальную угрозу для взыскания убытков со службы судебных приставов по искам взыскателей либо собственников имущества.
Следовательно, служба судебных приставов вправе требовать исполнения Росимуществом его обязанности, предусмотренной Положением о Росимуществе, по перечислению денежных средств в установленном порядке за переданное на реализацию имущество.
В силу пункта 2.5 Порядка взаимодействия реализация арестованного имущества осуществляется в срок, установленный законодательством Российской Федерации. Этот срок установлен пунктами 10 и 11 статьи 87 Закона N 229-ФЗ и не может превышать двух месяцев со дня передачи имущества на реализацию.
Пунктом 3.1 Порядка взаимодействия предусмотрено, что денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, перечисляются Росимуществом (специализированными организациями) на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа ФССП России не позднее пяти рабочих дней с даты их зачисления на счет Росимущества (специализированной организации).
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка взаимодействия, если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Росимущество (специализированные организации) обязано передать, а судебный пристав-исполнитель обязан принять по акту передачи арестованное имущество (документы на имущество) в течение десяти рабочих дней с даты окончания срока реализации имущества должника (с приложенными оригиналами документов).
Доказательства исполнения ТУ Росимущества в Новгородской области обязанности по перечислению истцу денежных средств от реализации имущества, переданного по акту передачи арестованного имущества на реализацию от 05.07.2013, равно как и доказательства по возврату последнему нереализованного имущества в установленные Порядком взаимодействия сроки, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2014 по делу N А56-70843/2013 на ООО "Аваль" возложена обязанность по возврату в ТУ Росимущества в Новгородской области принятого по неисполненным поручениям имущество, в том числе арестованного имущества должника Грушиной Е.А., а именно мобильный телефон "NOKIA" стоимостью 100 руб. (исполнительное производство N 440/06/21/53).
В связи с этим утверждение ТУ Росимущества в Новгородской области о том, что обязанность по перечислению денежных средств лежит на ООО "Аваль", обоснованно отклонено судебными инстанциями.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование УФССП России по Новгородской области о взыскании денежных средств в размере 100 руб. с Российской Федерации в лице Росимущества (главного распорядителя средств федерального бюджет) за счет казны Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства по рассматриваемому делу установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств в их совокупности и взаимосвязи. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.05.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 по делу N А44-143/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.