13 ноября 2014 г. |
Дело N А66-9161/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Журавлевой О.Р., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 06.11.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кимры и Кимрском районе Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2014 по делу N А66-9161/2013 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кимры и Кимрском районе Тверской области, место нахождения: 171506, Тверская обл., г. Кимры, ул. Луначарского, д. 28, ОГРН 1026901659894, ИНН 6910011855 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с федерального бюджетного учреждения подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте "Подводречстрой", место нахождения: 121087, Москва, Б. Филевская ул., д. 1, ОГРН 1037739178366, ИНН 7725075373 (далее - Учреждение), недоимки по страховым взносам за 1 квартал 2013 года и пеней, всего 2 269 690 руб. 88 коп.
Решением от 24.01.2014 (судья Белов О.В.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 11.07.2014 решение от 24.01.2014 изменено. В удовлетворении требований в части взыскания 376 705 руб. 72 коп пеней по задолженности на финансирование страховой части пенсии, 33 067 руб. 11 коп. пеней по задолженности на финансирование накопительной части трудовой пенсии, 31 922 руб. 51 коп. пеней по задолженности в ФФОМС и 54 757 руб. 62 коп. пеней по задолженности в ТФОМС отказано. В части взыскания 357 690 руб. 34 коп. пеней по задолженности на страховую часть пенсии, 29 706 руб. 58 коп. пеней на накопительную часть пенсии и 103 248 руб. 14 коп. пеней по задолженности в ФФОМС заявление Фонда оставлено без рассмотрения. В остальной части решение от 24.01.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить постановление от 11.07.2014, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, Фондом представлены в материалы дела все необходимые документы и расчеты, подтверждающие обоснованность начисления спорной суммы пеней. Податель жалобы также ссылается на отсутствие нарушений процедуры взыскания, а также на правомерность взыскания пеней, начисленных не только на задолженность за 1 квартал 2013 года, но и на задолженность прошлых периодов.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение представило в Фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2013 года. Поскольку в установленный срок заявленные суммы в бюджет не были перечислены, Фонд начислил на образовавшуюся недоимку пени и выставил требование от 14.05.2013 N 07800640041985 на сумму 1 371 526 руб. 56 коп.
Учреждению также направлено уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 14.05.2013 N 078006400419771, которым предложено уплатить пени в сумме 516 577 руб. 82 коп., в том числе за несвоевременную уплату страховых взносов за полугодие 2012 года: на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии - 82 413 руб. 10 коп., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии - 6299 руб. 43 коп., на недоимку в ФФОМС - 20 191 руб. 03 коп., на недоимку в ТФОМС - 26 644 руб. 74 коп. - и страховых взносов за предыдущие периоды.
В связи с произведенной корректировкой задолженности за 1 квартал 2013 года на недоимку по страховой части трудовой пенсии на 612 руб. 12 коп., на недоимку в ФФОМС - на 141 руб. 40 коп. подлежит взысканию за 1 квартал 2013 года недоимка: на финансирование страховой части пенсии - 957 578 руб. 53 коп., на финансирование накопительной части пенсии - 66 816 руб. 95 коп.. недоимка в ФФОМС - в сумме 237 473 руб. 50 коп.
Фонд обратился в суд с заявлением о взыскании с Учреждения недоимки по страховым взносам за 1 квартал 2013 года в размере 957 983 руб. 77 коп. на страховую часть пенсии, 66 816 руб. 95 коп. на накопительную часть пенсии, 237 567 руб. 44 коп. в ФФОМС, а также начисленных пеней в размере 749 692 руб. 75 коп. на недоимку по взносам на страховую часть пенсии, 63 813 руб. 77 коп. - на накопительную часть пенсии, 138 958 руб. 74 коп. - в ФФОМС и 54 757 руб. 62 коп. - в ТФОМС и штрафа в сумме 81 руб. 05 коп. - в Пенсионный фонд и 18 руб. 79 коп. - в ФФОМС.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции в части взыскания с Учреждения 734 396 руб. 06 коп. пеней на задолженность на финансирование страховой части трудовой пенсии, пеней на задолженность на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 62 773 руб. 69 коп., пеней на задолженность в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 135 170 руб. 65 коп., пеней на задолженность в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 54 757 руб. 62 коп.
Суд пришел к выводу, что пени начислены на задолженность ответчика по страховым взносам за предыдущие периоды без предоставления Фондом доказательств правомерности их начисления, а следовательно, обоснованность расчета пеней и соблюдение заявителем процедуры и сроков их взыскания не подтверждены.
Также суд пришел к выводу о несоблюдении Фондом досудебного порядка взыскания задолженности по пеням, включенным в требование от 18.10.2013 N 07800640111573-1, в связи с чем в этой части требование о взыскании оставил без рассмотрения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно частям 3 и 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15 числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Статьей 25 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Апелляционным судом проверены представленные Фондом таблицы расчета пеней, в частности за периоды с 01.04.2011 по 31.12 2011, с 01.01.2010 по 30.06.2013.
Суд установил, что Фонд начислил пени за периоды, предшествующие 1 кварталу 2013 года. Ответчик с начислением пеней не согласен. Акт сверки расчетов, подтверждающий задолженность ответчика по страховым взносам и начисленным пеням, отсутствует.
Первичные документы, а также расчеты, подтверждающие наличие у ответчика недоимки по страховым взносам за предыдущие периоды и, соответственно, обоснованность начисления на эту недоимку пеней, Фондом не представлены.
Установив правомерность начисления пеней на страховые взносы за 1 квартал 2013 за период за период с 16.02.2013 по 15.05.2013, апелляционный суд признал неправомерным взыскание с учреждения пеней по задолженности на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 734 396 руб. 06 коп. (749 692 руб. 75 коп. - 15 296 руб. 69 коп.), пеней по задолженности на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 62 773 руб. 69 коп. (63 817 руб. 77 коп. - 1044 руб. 08 коп.), пеней по задолженности в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 135 170 руб. 65 коп. (138 958 руб. 74 коп. - 3788 руб. 09 коп.), пеней по задолженности в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 54 757 руб. 62 коп.
Суд обоснованно отказал во взыскании не подтвержденных доказательствами начисленных сумм пеней.
В соответствии со статьей 213 АПК ПФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Согласно статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 названной статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (пункт 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения названного Закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Требования от 14.05.2013, в связи с неисполнением которых Фонд обратился в суд, не отвечают требованиям статьи 22 Закона N 212-ФЗ.
Апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждено, что в нарушение указанных норм в требованиях не указаны сведения размер и периоды образования недоимки, на которую начислены пени, периоды начисления и ставки пеней; расчет начисления пеней Фондом не представлен. Данные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении Фондом требований законодательства.
Проанализировав пояснения, расчеты и таблицы, представленные Фондом в обоснование правомерности начисления пеней на задолженность, образовавшуюся за предыдущие периоды, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что невозможно проверить обоснованность расчета пеней, а также соблюдение заявителем процедуры и сроков их взыскания.
В кассационной жалобе Фонд ссылается на начисление пеней на непогашенную задолженность по страховым взносам, представляет судебные акты, вынесенные в том числе в 2012 году.
Вместе с тем данный довод документально не был подтвержден в судах первой и апелляционной инстанций. Отсутствуют расчеты пеней, начисленных на недоимку, взысканную в судебном порядке. Соответственно невозможно проверить ни сам расчет пеней, ни определенные для их взыскания сроки.
Таким образом, апелляционный суд правомерно отказал во взыскании пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам за периоды, предшествующие 1 кварталу 2013 года.
После уточнения заявленных требований Фонд просил взыскать с Учреждения 81 руб. 05 коп. штрафа за несвоевременную уплату пеней на страховую часть пенсии и 18 руб. 79 коп. - в ФФОМС, а также увеличил требования в части размера пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам на страховую часть пенсии, накопительную часть пенсии, в ФФОМС и ТФОМС.
Увеличение требований в этой части вызвано корректировками базы по страховым взносам.
Учреждению было выставлено повторное требование от 18.10.2013 N 07800640111573-1, в котором указано, что первоначальное требование об уплате недоимки и пеней от 14.05.2013 N 07800640041985 отзывается. Срок уплаты по новому требованию - до 08.11.2013.
Статьей 19 Закона 212-ФЗ предусмотрено, что заявление о взыскании страховых взносов в судебном порядке может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Фонд обратился в суд 01.08.2013, то есть не только до истечения срока уплаты по требованию, но и до даты формирования самого требования.
К тому же Учреждение отрицает факт направления ему требования от 18.10.2013 N 07800640111573-1. Доказательств направления требования Фонд не представил.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о нарушении Фондом досудебного порядка взыскания пеней по требованию от 18.10.2013 N 07800640111573-1, и оставил заявление Фонда в этой части без рассмотрения.
Суд апелляционной инстанции, дав полную и правомерную оценку действиям Фонда по взысканию задолженности с Учреждения, правомерно отказал во взыскании неподтвержденных соответствующим расчетом пеней, отменив в этой части решение суда первой инстанции.
Обжалуемое постановление соответствует нормам материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2014 по делу N А66-9161/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кимры и Кимрском районе Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.