17 ноября 2014 г. |
Дело N А66-15042/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от Правительства Тверской области Травкиной О.Н. (доверенность от 15.01.2013 N 8), от Министерства экономического развития Тверской области Матвеева А.В. (доверенность от 28.01.2014 N 237/01-07),
рассмотрев 10.11.2014 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Тверской области и Контрольно-счетной палаты Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 10.04.2014 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 (судьи Холминов А.А., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.) по делу N А66-15042/2013,
установил:
Индивидуальный предприниматель Гончаров Дмитрий Викторович (ОГРНИП 304690115400160, далее - ИП Гончаров Д.В.) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Тверской области, место нахождения: 170000, г. Тверь, Советская ул., д. 44, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство), от 20.08.2013 N 408-рп "О субсидии из областного бюджета Тверской области в целях возмещения части затрат на уплату процентов по привлеченному кредиту" и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены Министерство экономического развития Тверской области (далее - Министерство) и Контрольно-счетная палата Тверской области (далее - Контрольно-счетная палата).
Решением от 10.04.2014 суд удовлетворил требования предпринимателя.
Постановлением от 18.07.2014 апелляционный суд оставил решение суда от 10.04.2014 без изменения.
В кассационных жалобах Правительство и Контрольно-счетная палата, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просят отменить обжалуемые судебные акты и вынести новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Гончаров Д.В. просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Правительства и Министерства поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Контрольно-счетной палатой заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Ходатайство удовлетворено судом.
ИП Гончаров Д.В. и Контрольно-счетная палата, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направили не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании договора об открытии невозобновляемой кредитной линии от 07.04.2008 N 119/08 (далее - кредитный договор) предприниматель Гончаров Д.В. получил у Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества) кредит на сумму 98 000 000 руб. для финансирования строительства базы отдыха, включая затраты на строительно-монтажные работы и прочие платежи по проекту на срок до 06.04.2009 под переменную процентную ставку, размер которой определяется в соответствии с пунктом 2.5 договора, максимальное значение которой составляет 15% годовых (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 2.5 кредитного договора процентная ставка по кредиту определена в размере 14% годовых при квартальных кредитовых оборотах свыше 60 000 000 руб. и 14,5% годовых при квартальных кредитовых оборотах менее 60 000 000 руб.
В дальнейшем процентная ставка по указанному кредитному договору его сторонами изменялась следующим образом:
1) дополнительным соглашением от 15.09.2008 (том 1, лист 81) процентная ставка за пользование кредитом увеличена и составила 15,5% годовых при квартальных кредитовых оборотах свыше 60 000 000 руб., 16% годовых при квартальных кредитовых оборотах менее 60 000 000 руб.
2) дополнительным соглашением от 19.08.2010 (том 1, лист 86) процентная ставка за пользование кредитом уменьшена и составила 14,25% годовых при квартальных кредитовых оборотах свыше 60 000 000 руб., 14,75% годовых при квартальных кредитовых оборотах менее 60 000 000 руб.
3) дополнительным соглашением от 17.11.2010 (том 1, лист 88) процентная ставка за пользование кредитом определена следующим образом: 14,25% годовых - при квартальных кредитовых оборотах свыше 90% и 14,75% годовых - при квартальных кредитовых оборотах менее 90%.
Постановлением администрации Тверской области от 04.08.2009 N 337-па "О субсидировании из областного бюджета Тверской области процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства Тверской области, и лизинговым договорам" (далее - Постановление N 337-па) утвержден Порядок субсидирования из областного бюджета Тверской области процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства Тверской области (далее - Порядок).
В соответствии с этим постановлением на основании распоряжения администрации Тверской области от 24.12.2010 N 1177-ра "О предоставлении субсидий из областного бюджета Тверской области на возмещение затрат на уплату процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства Тверской области, и лизинговым платежам" (далее - Распоряжение N 1177-ра) предпринимателю Гончарову Д.В. в связи с заключенным указанным выше кредитным договором предоставлена субсидия на период с 21.11.2010 по 20.11.2013 в размере 2 970 006 руб. (том 1, лист 16).
Контрольно-счетная палата Тверской области провела проверку использования средств областного бюджета Тверской области. Согласно заключению по результатам этой проверки от 16.07.2012 N 584 выявлено нарушение условий предоставления субсидии Гончарову Д.В., установленных пунктами 2.1 и 2.3 Порядка: расчет субсидии производился исходя из ставки рефинансирования на дату заключения дополнительного соглашения от 15.09.2008 к кредитному договору (11%), а не на дату заключения дополнительного соглашения от 17.11.2010 к кредитному договору (7,75%).
Министерство произвело перерасчет размера субсидии с учетом ставки рефинансирования 7,75%.
Ссылаясь на то, что у Министерства отсутствовали полномочия на проведение перерасчета размера субсидии, а также на неправильное применение Министерством положений, установленных Порядком, ИП Гончаров Д.В. обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий Министерства, выразившихся в указанном перерасчете размера субсидии.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 20.06.2013 по делу N А66-1455/2013 указанные требования предпринимателя удовлетворены, поскольку, как установлено в разделах 3 и 4 Порядка, главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области на предоставление субсидий в пределах сумм, предусмотренных законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на реализацию Программы, является Министерство. Перечисление средств субъектам осуществляется Министерством на основании распоряжения Правительства Тверской области. Согласно приложению 1 к Постановлению N 337-па, Министерству не предоставлено право в одностороннем порядке производить перерасчет субсидии субъектам, в отношении которых было издано распоряжение администрации Тверской области о предоставлении субсидии.
Распоряжением Правительства Тверской области от 20.08.2013 N 408-рп "О субсидии из областного бюджета Тверской области в целях возмещения части затрат на уплату процентов по привлеченному кредиту" (далее - Распоряжение N 408-рп) в Распоряжение N 1177-ра внесены изменения, согласно которым ИП Гончарову Д.В. в связи с заключенным кредитным договором предоставлена субсидия на период с 21.11.2010 по 20.11.2013 в размере 2 092 500 руб.
Предприниматель Гончаров Д.В. оспорил Распоряжение N 408-рп в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, указав на отсутствие оснований для принятия оспариваемого распоряжения. Суды отметили, что согласно приведенному выше пункту 2.2 Порядка расчет размера субсидий осуществляется по ставке рефинансирования, действующей в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору, связанного с увеличением платы за пользование кредитом, на дату заключения этого дополнительного соглашения, то есть на 15.09.2008.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям) индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (часть 2 статьи 78 БК РФ).
Постановлением 337-па утвержден Порядок субсидирования из областного бюджета Тверской области процентных ставок по кредитам для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Как установлено пунктом 1.1 названного Порядка, последний устанавливает цели, условия и порядок отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий из областного бюджета Тверской области в целях возмещения части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка право на получение субсидии имеют субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", занимающиеся производством (реализацией) товаров, работ и услуг на территории Тверской области.
Согласно пункту 2.1 Порядка, субсидии предоставляются по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в валюте Российской Федерации, из расчета 75 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на момент уплаты процентов субъектом малого и среднего предпринимательства, и не более 75 процентов затрат, фактически произведенных заемщиком на уплату процентов по кредиту.
В том случае, если процентная ставка по кредиту ниже 75 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, субсидия предоставляется в размере фактических затрат на уплату процентов.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка расчет размера субсидий осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставке) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору, связанного с увеличением платы за пользование кредитом, - на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору.
Как установлено пунктом 2.3 Порядка, субсидированию подлежат затраты субъектов по уплате процентов по привлекаемым кредитам или их части в соответствии с кредитным договором, действующим на дату подачи заявления о предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка субсидии предоставляются субъектам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором, заключенным с кредитной организацией. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются.
Администрацией Тверской области принято распоряжение N 1177-ра.
Согласно данному распоряжению в соответствии с Постановлением N 337-па предпринимателю была предоставлена субсидия на период с 21.11.2010 по 20.11.2013 в размере 2 970 006 (два миллиона девятьсот семьдесят тысяч шесть) рублей на основании договора об открытии невозобновляемой кредитной линии между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации и предпринимателем от 07.04.2008 N 119/08.
В соответствии с заключением Контрольно-счетной палаты Тверской области от 16.07.2012 N 584 по итогам проведенной проверки использования средств областного бюджета Тверской области было выявлено нарушение условий предоставления субсидии предпринимателю, установленных пунктами 2.1 и 2.3 Порядка, а именно расчет субсидии производился исходя из ставки рефинансирования на дату заключения дополнительного соглашения от 15.09.2008 к кредитному договору (11%), а не дату заключения дополнительного соглашения от 17.11.2010 к кредитному договору (7,75%).
Постановлением Правительства Тверской области от 16.07.2013 N 322-пп "О внесении изменений в постановление Администрации Тверской области от 04.08.2009 N 337-па" внесены изменения в Постановление N 337-па.
Названное постановление N 337-па дополнено пунктами 4.5-1 и 4.5-2, согласно которым предусмотрено право Правительства Тверской области уточнять размер субсидии (уменьшить или увеличить ее размер), в том числе и в случаях выявления главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, органом внешнего или внутреннего финансового контроля ошибок арифметического (технического) характера, допущенных при расчете субсидии, а также в результате неправильного применения методики расчета субсидии.
С целью устранения замечаний Контрольно-счетной палаты Министерством произведен перерасчет размера субсидии с учетом ставки рефинансирования 7,75%.
Распоряжением N 408-рп в Распоряжение N 1177-ра внесены изменения.
Согласно внесенным изменениям предпринимателю в связи с заключенным кредитным договором предоставлена субсидия на период с 21.11.2010 по 20.11.2013 в размере 2 092 500 руб.
Ссылаясь на статью 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" суды правомерно исходили из того, что органы власти вправе в порядке самоконтроля изменить или отменить ранее принятые им акты.
Между тем, как установлено судами, при принятии решения Правительство руководствовалось пунктами 2.1 - 2.3 Порядка субсидирования, утвержденного Постановлением N 337-па с применением процентной ставки, действовавшей на 19.11.2010 года, т.е. на день обращения предпринимателя Гончарова Д.В. с заявлением о выделении субсидии - 7,75% годовых, а проценты по дополнительному соглашению от 17.11.2010 составили на ту же дату 14,25% годовых.
Как указано выше, Кредитный договор об открытии невозобновляемой кредитной линии N 119/08 заключен 07.04.2008. Процентная ставка по договору составила 14%, дополнительным соглашением N 1 к Договору от 15.09.2008 ставка увеличена до 16% и оставалась неизменной до 19.08.2010.
Ставка рефинансирования ЦБ РФ на указанный период составила 11%.
Дополнительным соглашением к договору процентная ставка изменена 19.08.2010 и составила 14,75 -14,25% (в зависимости от квартальных кредитовых оборотов). Предприниматель 19.11.2010 обратился в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии. На данную дату действовало дополнительное соглашение от 17.11.2010 с процентной ставкой 14,25. Соответственно ставка рефинансирования ЦБ РФ установлена в размере 7,75%.
В силу пункта 2.3 Порядка субсидированию подлежат затраты субъектов по уплате процентов по привлекаемым кредитам или их части в соответствии с кредитным договором, действующим на дату подачи заявления о предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка субсидии предоставляются субъектам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором, заключенным с кредитной организацией. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются.
Как обоснованно указали суды, в соответствии с пунктом 2.2. Порядка расчет размера субсидии осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору, связанного с увеличением платы за пользование кредитом, - на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору.
Единственным дополнительным соглашением, которым увеличивалась плата за пользование кредитом, было дополнительное соглашение от 15.09.2008 N 1, остальные дополнительные соглашения уменьшали размер действующей процентной ставки или устанавливали иные условия, не связанные с размером процентной ставки.
Пункт 2.3, а также иные пункты Порядка не устанавливают иной подход к определению ставки рефинансирования ЦБ РФ при расчете субсидии, чем предусмотрено пунктом 2.2 Порядка.
Следует согласиться с выводом судов о том, что пункт 2.3. Порядка устанавливает только порядок определения затрат субъекта предпринимательской деятельности, подлежащих субсидированию. Словосочетание "действующим на дату подачи заявления о предоставлении субсидии", относится исключительно к договору и говорит только о том, что договор должен быть действующим; данное положение не относится к его условиям, действующим на момент обращения с заявлением о субсидировании, в том числе, и в части установления процентной ставки годовых.
Довод жалобы Правительства о необходимости соблюдения принципа достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств при исполнении бюджетов подлежит отклонению в связи со следующим.
Названный принцип подлежит реализации не произвольно, а на уровне издания нормативных документов, определяющих условия и порядок исполнения бюджетов.
В связи с указанными обстоятельствами суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требования предпринимателя.
Иные доводы жалоб получили надлежащую правовую оценку в судах первой и апелляционной инстанций.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10.04.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 по делу N А66-15042/2013 оставить без изменения, а кассационные жалобы Правительства Тверской области и Контрольно-счетной палаты Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.