19 ноября 2014 г. |
Дело N А56-36083/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Грачевой И.Л., Рудницкого Г.М.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Демидовой Е.Г. (доверенность от 04.07.2014), от Министерства обороны Российской Федерации Демидовой Е.Г. (доверенность от 22.01.2014),
рассмотрев 17.11.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2014 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 (судьи Барканова Я.В., Желтянников В.И., Тимухина И.А.) по делу N А56-36083/2013,
установил:
Администрация муниципального образования "Романовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 188670, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п. Романовка, д. 18, оф. 3, 4, ОГРН 1064703001054, ИНН 4703083777 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Минобороны России), выразившегося в непринятии решения о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования "Романовское сельское поселение" Всеволожского района Ленинградской области (далее - Поселение) военного недвижимого имущества:
- трансформаторной подстанции N 1 площадью 22 кв. м, инв. N 12220, лит. З;
- трансформаторной подстанции N 9 площадью 23,3 кв. м, инв. N 12220, лит. Ж;
- котельной, инв. N 8, лит. Б;
- здания столовой на 50 мест площадью 300,89 кв. м, лит. АЖ, инв. N 41:212:002:000001530:01070:00000;
- здания общежития площадью 816,1 кв. м, инв. N 12220, лит. А;
- здания магазина площадью 251,7 кв. м, условный N 47-78-12/001/2010-182, инв. N 41:212:002:000001530:01080:00000 лит. АЗ, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п. Углово, военный городок N 9022, также об обязании Минобороны России принять решение о безвозмездной передаче указанных объектов (с учетом принятого судом ходатайства об изменении заявленных исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5 (далее - Учреждение).
Определением от 08.10.2013 дело передано по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013 определение от 08.10.2013 отменено.
Определением от 05.02.2014 настоящее дело объединено с делом N А56-653/2014, открытым по заявлению Администрации о признании незаконным бездействия Минобороны России, выразившегося в непринятии решения о передаче указанных выше объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность Поселения.
Решением от 08.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.07.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Податель жалобы считает, что при оспаривании бездействия суды не вправе были обязывать Минобороны России принять решение о безвозмездной передаче имущества; вопрос об использовании или необходимости использования спорного имущества для обеспечения осуществления полномочий в области обороны страны не подлежал исследованию, так как в данном случае оспаривалось не решение об отказе в передаче объектов, а бездействие ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, ссылаясь на то, что представленными в материалы дела документами подтвержден факт незаконного бездействия Минобороны России при рассмотрении обращения Администрации; правовых оснований для отказа в передаче спорных объектов в муниципальную собственность Поселения не имелось.
В судебном заседании представитель Учреждения и Минобороны России подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а также пояснил, что документы, подтверждающие необходимость использования спорных трансформаторных подстанций N 1, 9 и котельной для снабжения энергоресурсами зданий штаба и казарм, в материалы дела ответчик не представлял, так как полагал, что при оспаривании бездействия Минобороны России вопрос о возможности передачи имущества в муниципальную собственность не подлежит исследованию.
Администрация о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в ее отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 26.03.2008 N 097 о безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением Минобороны России "59 Отделение морской инженерной службы Северного флота", в собственность муниципального образования "Романовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (далее - распоряжение N 097) в муниципальную собственность Поселения по акту приема-передачи от 21.05.2008 переданы жилой фонд п. Углово и объекты коммунального назначения военного городка N 9022:.
- квартиры в многоквартирных домах N 1-18, 20, 22-26, 28-36, 38;
- трансформаторная подстанция N 2 площадью 23,1 кв. м;
- трансформаторная подстанция N 4, площадью 53 кв. м;
- насосная станция площадью 18,5 кв. м;
- водонапорная башня площадью 28,3 кв. м;
- сети водопровода протяженностью 3388 м,
- сети канализации протяженностью 4862 м;
- сети теплоснабжения протяженностью 4351,5 м;
- сети горячего водоснабжения протяженностью 1990 м;
- сети электроснабжения высоковольтные 6 кВт протяженностью 4277 м и низковольтные 0,4 кВт протяженностью 9 564 м;
- центральный тепловой пункт N 1 площадью 45,1 кв. м;
- центральный тепловой пункт N 2 площадью 38,9 кв. м;
- очистные сооружения.
Администрация обратилась в Минобороны России с предложением, оформленным письмом от 11.07.2012 N 757, о безвозмездной передаче в собственность Поселения также следующих объектов недвижимости, расположенных в военном городке N 9022: трансформаторной подстанции N 1; трансформаторной подстанции N 9; насосной станции, инв. N 46; газовой котельной, инв. N 8; здания столовой на 50 мест, инв. N 32; здания общежития, инв. N 25; здания магазина, инв. N 31. Администрация указала, что эти объекты ранее были включены в утвержденный 04.12.2005 Главнокомандующим Военно-Морским Флотом перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, находящихся в ведении государственного учреждения "59 Отделение морской инженерной службы Северного Флота", передаваемых в собственность муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" (далее - Перечень), однако в распоряжении N 097 не указаны.
Письмами от 21.12.2012 N 1319, от 03.09.2013 N 1285, направленными в адрес Минобороны РФ, Администрация просила уведомить о принятом решении по вопросу безвозмездной передачи в муниципальную собственность Поселения указанных выше объектов.
Ссылаясь на то, что Минобороны России решение по заявлениям о безвозмездной передаче имущества не приняло, что нарушает права и законные интересы Поселения, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций заявленные требования удовлетворили на основании пункта 2 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 2 и 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ) и части 5 статьи 200 АПК РФ. Судами установлено, что спорные объекты никем не эксплуатируются, находятся на территории военного городка N 9022 и не могут быть отнесены к имуществу, необходимому для осуществления федеральным органом государственной власти полномочий в области обороны страны.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 198 АПК РФ для признания незаконным действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые действие (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче в муниципальную собственность подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся, в том числе, в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков). В силу части 2 этой же статьи указанное военное недвижимое имущество безвозмездно передается в муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество. Таким образом, решение об отказе в передаче объектов недвижимости в муниципальную собственность может быть принято лишь в случае, если это имущество необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Судами правомерно указано, что Минобороны России в нарушение части 3 статьи 3 Закона N 423-ФЗ не принято решение по заявлению Администрации о безвозмездной передаче в муниципальную собственность спорных объектов, расположенных на территории военного городка.
Представленными в материалы дела документами (Перечнем, утвержденным 04.12.2005, актом осмотра от 14.06.2013, гарантийным письмом от 05.05.2008 N 230, договором теплоснабжения от 25.11.2011 N 403-04-01-31-092) подтверждается, что спорные объекты не относятся к имуществу, необходимому для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства. Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, в материалы дела не представлено. Поэтому суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что у Минобороны России не имелось оснований для принятия решения об отказе в передаче спорных объектов в собственность Поселения.
Довод ответчика о том, что ряд объектов (здание котельной, трансформаторные подстанции) необходим для снабжения энергоресурсами зданий, используемых в области обороны, документально не подтвержден.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А56-36083/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.