18 ноября 2014 г. |
Дело N А21-272/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Ракчеевой М.А. и Сергеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.04.2014 по делу N А21-272/2014 (судья Ковалев Е.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Калининградский морской торговый порт", место нахождения: 236003, Калининград, Портовая ул., д. 24, ОГРН 1023901862676, ИНН 3908018946 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - Управление Росимущества), предоставить Обществу в собственность за плату земельные участки площадью 271 616 кв.м с кадастровым номером 39:15:150501:71, площадью 22 8030 кв.м с кадастровым номером 39:15:150501:75, площадью 16 858 кв.м с кадастровым номером 39:15:150501:76, площадью 99 257 кв.м с кадастровым номером 39:15:150501, площадью 28 988 кв.м с кадастровым номером 39:15:150501:82, расположенные по адресу: Калининград, Портовая ул., д. 24;
- обязать Управление Росимущества предоставить заявителю указанные земельные участки в собственность за плату (по цене в два с половиной процента кадастровой стоимости земельных участков), подготовить и направить проекты договоров купли-продажи этих участков.
Решением от 14.04.2014 требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение от 15.04.2014 не пересматривалось, поскольку апелляционная жалоба Управления Росимущества на указанное решение возвращена определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 на основании пункта 5 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 14.04.2014 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы указывает следующее: Управление Росимущества не вправе заключать договоры купли-продажи испрашиваемых участков, поскольку они находятся на территории порта, а в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 388 (далее - Постановление N 388) полномочиями по распоряжению федеральными земельными участками, расположенными в границах портов, наделено Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот).
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая решение от 14.04.2014 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу Управления Росимущества - без удовлетворения.
В судебном заседании 05.11.2014 представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
В судебном заседании 05.11.2014 был объявлен перерыв до 12.11.2014.
После перерыва лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность принятого по делу судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником ряда объектов недвижимости (свидетельства о государственной регистрации права в т.д. 2, л. 69-172).
Указанные объекты расположены на земельных участках площадью 271 616 кв.м с кадастровым номером 39:15:150501:71, площадью 22 8030 кв.м с кадастровым номером 39:15:150501:75, площадью 16 858 кв.м с кадастровым номером 39:15:150501:76, площадью 99 257 кв.м с кадастровым номером 39:15:150501, площадью 28 988 кв.м с кадастровым номером 39:15:150501:82, относящихся к категории земель населенных пунктов, имеющих вид разрешенного использования "под существующие здания, строения и сооружения торгового порта", находящихся по адресу: Калининград, Портовая ул., д. 24;
Названные участки Общество арендует на основании пяти договоров аренды, заключенных с Управлением Росимущества в июле и сентябре 2010 года на 49 лет для использования объектов недвижимости Общества. Договоры зарегистрированы в установленном законом порядке.
Названные участки образованы в результате раздела земельного участка, находившегося у Общества на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Общество 10.12.2013 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность указанных земельных участков по льготной цене по правилам подпункта 2.2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), приложив необходимые документы.
Управление Росимущества в письме от 13.12.2013 N ТБ-6526 отказало Обществу в выкупе участков, сославшись на то, что в соответствии с Постановлением N 388 полномочиями по принятию решений собственника в отношении федеральных земельных участков, расположенных в границах портов, в том числе по заключению договоров о выкупе участков, наделен Росморречфлот.
Считая отказ Управления Росимущества в приватизации испрашиваемых земельных участков незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления Общества.
Суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки в границах территории морского порта, занятые зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, могут находиться в их собственности.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ статьи предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Суд первой инстанции установил, что на спорных участках находятся только объекты недвижимости, принадлежащие Обществу; Общество представило в Управление Росимущества все предусмотренные Перечнем документы.
Поскольку Общество заключило с Управлением Росимущества в 2010 году пять договоров аренды в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, то по правилам подпункта 2 пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ Общество как собственник зданий и сооружений, расположенных на этих участках, вправе приобрести их в собственность по цене, установленной пунктом 1 статьи 2 того же Закона, то есть в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости участков.
Управление Росимущества не оспорило ни право Общества на приватизацию спорных участков по указанной цене, ни того, что заявитель представил все необходимые документы, не привело никаких доводов о наличии каких-либо препятствий, установленных законодательством, для приобретения Обществом в собственность спорных участков. В обоснование отказа в выкупе Управление Росимущества сослалось только на то, что оно не является лицом, уполномоченным на предоставление в собственность спорных участков, находящихся в границах порта. По мнению Управления Росимущества, таким лицом является Росморречфлот, полномочия которого расширились в связи с внесением изменений Постановлением N 388 в Положение о Росморречфлоте, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371 (далее - Положение о Росморречфлоте).
Суд первой инстанции, проанализировав Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Положение об Управлении Росимущества, утвержденное приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, и Положение о Росморречфлоте с изменениями, внесенными в него Постановлением N 388, пришел к выводу о том, что правом предоставить спорные участки в собственность Общества и заключить с ним договоры купли-продажи этих участков наделено Росимущество в лице своего территориального управления в Калининградской области, а не Росморречфлот.
В силу пункта 1 Положения о Росморречфлоте данное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функций по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере, а в силу пункта 5.2 того же Положения Росморречфлот осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным данному агентству. Пунктами 5.4(1), 5.4(1).1 - 5.4(1).4 указанного Положения Росморречфлот в целях размещения объектов инфраструктуры морских и речных портов, инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации вправе принимать решения об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для федеральных нужд, заключать договоры о выкупе таких участков. Полномочиями по отчуждению, приватизации федерального имущества, в том числе земельных участков, юридическим и физическим лицам, Росморречфлот не наделен.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорных земельных участков, выполнил требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представил в Управление Росимущества все необходимые документы, предусмотренные Перечнем, а Управление Росимущества, которое наделено полномочиями по распоряжению федеральными землями, в нарушение требований статьи 36 ЗК РФ, а также прав и законных интересов заявителя не приняло в установленный срок решения о предоставлении ему в собственность земельных участков, не направило в адрес Общества проекты договоров купли-продажи этих участков.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным, соответствующим нормам материального и процессуального права и установленным по делу обстоятельствам и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.04.2014 по делу N А21-272/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.