Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2010 г. N Ф07-11711/2010 по делу N А56-4366/2010
23 ноября 2010 года |
Дело N А56-4366/2010 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Дмитриева В.В.,
судей Корабухиной Л.И., Корпусовой О.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области Логунова С.В. (доверенность от 10.08.2010 б/н), от открытого акционерного общества "Невский судостроительно-судоремонтный завод" Исакова Д.В. (доверенность от 06.10.2010 N 8),
рассмотрев 23.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2010 по делу N А56-4366/2010 (судья Мирошниченко В.В.),
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Невский судостроительно-судоремонтный завод" (далее - ОАО "Невский ССЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 21.10.2009 N 10847.
Решением суда первой инстанции от 28.05.2010 заявление удовлетворено.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение от 28.05.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества отклонил их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ОАО "Невский ССЗ" представило в Инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за IV квартал 2009 года.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка декларации Общества, о чем составлен акт от 21.09.2009 N 10-05/12880. По итогам рассмотрения материалов проверки и возражений Общества Инспекцией вынесено решение от 21.10.2009 N 10847 о привлечении налогоплательщика к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 49 203 руб. штрафа за неуплату НДС. Названным решением ОАО "Невский ССЗ" доначислено 294 604 руб. НДС, начислено 25 658 руб. 53 коп. пеней
Основанием для вынесения такого решения послужил вывод проверяющих о том, что Общество неправомерно применило льготный режим налогообложения, предусмотренный подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в отношении услуг по предоставлению жилых помещений своего фонда гражданам. Применение льготного налогообложения возможно только при ведении раздельного учета по услугам, подлежащим налогообложению и освобождаемым от налогообложения, в то время как Общество раздельный учет по видам услуг не представило.
Вышестоящий налоговый орган, который рассматривал жалобу ОАО "Невский ССЗ" на решение Инспекции, оставил его в силе.
Общество обжаловало решение налогового органа в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, посчитав, что плата за наем подпадает под действие льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, и установил, что ОАО "Невский ССЗ", предоставляя жилые помещения в пользование гражданам, самостоятельно не оказывает такие услуги, как: текущий ремонт, обслуживание лифтов, уборка мест общего пользования или иные коммунальные услуги (вывоз мусора, холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение).
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, Общество является собственником жилых помещений, расположенных по адресам: город Шлиссельбург, Малоневский канал, дом 15; Советский пер., дом 3; Староладожский канал, дом 1, которые сдает внаем физическим лицам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в статье 149 НК РФ.
Согласно положениям подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Налоговое законодательство не содержит определение понятия "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений", в связи с чем в соответствии с нормами статьи 11 НК РФ указанное понятие применяется в том значении, в котором оно используется в соответствующих отраслях законодательства Российской Федерации, в частности, в жилищном и гражданском.
Согласно положениям пункта 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.
Пунктом 3 статьи 19 ЖК РФ предусмотрено разделение жилищного фонда в зависимости от целей его использования, в том числе на жилые помещения специализированного жилищного фонда, а в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 92 этого Кодекса жилые помещения, расположенные в общежитиях, отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Жилищный кодекс Российской Федерации, в том числе статья 154 ЖК РФ, также разграничивает: плату за пользование жилым помещением (плату за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям,
связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов", суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что освобождение от налогообложения услуг по предоставлению в пользование жилых помещений означает невозможность начисления НДС на такой вид платежа, как плата за пользование жилым помещением (плата за наем, плата за жилое помещение), поскольку именно эта сумма представляет собой оплату услуг, названных в указанной норме.
С учетом изложенного следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что только непосредственно плата за пользование жилым помещением (плата за наем) подпадает под действие льготы, установленной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, теплоснабжение. При этом пунктом 2 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за вышеуказанные коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Размер платы за проживание в общежитии Общества рассчитан на основании тарифов, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования "Шлиссельбургское городское поселение Кировского района Ленинградской области", и тарифов, утвержденных Комитетом по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области (том дела 1, листы 132-135; том дела 2, листы 64-68).
Как следует из материалов дела и установлено судом, оказанные жилищно-эксплуатационные услуги оплачиваются гражданами общей суммой без выделения НДС в приходных кассовых ордерах. ОАО "Невский ССЗ" каждому квартиросъемщику делает распечатку (лицевой счет квартиросъемщика) установленных тарифов всех видов жилищно-коммунальных услуг, в которой указывается общая сумма к оплате и выделены суммы по уплате квартплаты, оплате горячей и холодной воды, канализации, газа, отопления, электричества.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что Общество, предоставляя жилые помещения в пользование гражданам, самостоятельно не оказывает такие услуги, как текущий ремонт, обслуживание лифтов, уборка мест общего пользования или иные коммунальные услуги, а именно: вывоз мусора, холодное (горячее) водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, а полученные от нанимателей денежные средства за данные услуги перечисляет непосредственно организациям, оказывающим их услуги.
Кассационная инстанция также учитывает то, что Инспекция ни в ходе налоговой проверки, ни в ходе рассмотрения дела в арбитражных судах не указывает, в каком порядке из общей платы за наем жилого помещения следует выделить стоимость услуг, подлежащих обложению НДС. Более того, налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие сам факт оказания лицам, проживающим в общежитии, каких-либо иных услуг, кроме услуг по предоставлению жилья.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод Инспекции, основанный на отсутствии у Общества раздельного учета по видам услуг: по плате за наем, за уборку придомовой территории, отопление, горячую и холодную воду, канализацию, газ и электричество.
Согласно пункту 4 статьи 149 НК РФ, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
В силу пункта 4 статьи 170 НК РФ налогоплательщик также обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога, не включается.
Таким образом, последствие неведения раздельного учета предусмотрено в пункте 4 статьи 170 НК РФ и состоит в непринятии сумм НДС к вычету (в расходы). Между тем пунктом 4 статьи 149 НК РФ не предусмотрено последствие неведения раздельного учета в виде доначисления НДС на операции, не подлежащие налогообложению.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта в части признания недействительным оспариваемого решения Инспекции, поскольку ОАО "Невский ССЗ" представлены доказательства правомерности пользования льготой.
Следует отметить, что доводы кассационной жалобы Инспекции не опровергают выводов суда первой инстанции, а дословно повторяют доводы, приведенные в отзыве на заявление, и по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных в решении суда первой инстанции, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию кассационного суда.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2010 по делу N А56-4366/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.