26 ноября 2014 г. |
Дело N А42-8335/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кустова А.А., Старченковой В.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Касько М.В. (доверенность от 17.02.2014), от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Дроздовой Е.А. (доверенность от 01.01.2014),
рассмотрев 24.11.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.02.2014 (судья Власов В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 (судьи Шестакова М.А., Мельникова Н.А., Черемошкина В.В.) по делу N А42-8335/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", место нахождения: 188304, Ленинградская обл., г. Гатчина, Соборная ул., д. 31, ОГРН 1047855175785, ИНН 78023127510 (далее - Компания), в лице филиала "Колэнерго" обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 1", место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, территория Марсово поле, д. 1, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Общество), о понуждении обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту; направить истцу проект договора об осуществлении технологического присоединения к ОРУ-150 кВ ГЭС-18 вновь сооружаемой линии 150 кВ для присоединения Северной приливной электростанции и индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия подлежат согласованию с системным оператором, индивидуальные технические условия, согласованные с системным администратором), являющиеся неотъемлемым приложением к договору.
Решением суда от 11.02.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.07.2014, в иске отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 11.02.2014 и постановление от 02.07.2014 и принять новый судебный акт - об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, отказ Общества заключить договор на технологическое присоединение со смежной сетевой организацией по причине отсутствия источника финансирования для проведения реконструкции ОРУ-150 кВ ГЭС-18 противоречит требованиям пунктов 30.2, 30.4, 43 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.06.2011 Компания обратилась к Обществу с заявкой на осуществление технологического присоединения новой воздушной линии 150 кВ от ОРУ-150 кВ строящейся Северной приливной электростанции до РУ-150 кВ ГЭС-18 в районе села Териберка Кольского района Мурманской области.
Общество письмом от 14.10.2011 сообщило Компании о направлении для согласования в Кольское РДУ технических условий на технологическое присоединение к ОРУ-150 кВ ГЭС-18 каскада Серебрянских ГЭС вновь сооружаемой линии 150 кВ для присоединения Северной приливной электростанции.
В ответ на просьбу Компании предоставить договор об осуществлении технологического присоединения новой ВЛ-150 кВ Общество письмом от 26.04.2012 N 173/1-123 сообщило, что в соответствии с пунктом 2 статьи 23-2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) с 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры, учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Закон N 35-ФЗ запрещает совмещение деятельности по передаче электрической энергии с производством и куплей-продажей электроэнергии, поэтому расходы Общества на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства (распределительных устройств электростанций) не могут быть включены как в тариф на передачу электрической энергии, так и в плату за технологическое присоединение.
Кроме того, Общество сослалось на отсутствие технической возможности технологического присоединения новой ВЛ-150 кВ к ОРУ-150 кВ ГЭС-18, необходимости реконструкции ОРУ-150 кВ ГЭС-18 и источника финансирования для проведения реконструкции.
Письмом от 23.07.2012 Общество повторно сообщило Компании об отсутствии правовых оснований и технической возможности технологического присоединения воздушной линии к ОРУ-150 кВ ГЭС-18, полагая, что технологическое присоединение Северной приливной электростанции к электрическим сетям Компании возможно путем строительства двух одноцепных ЛЭП-150 кВ с их последующим подключением к ПС-99, принадлежащей истцу.
Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Компании.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики (иного потребителя).
Согласно пункту 2 Правил N 861 сетевые организации это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Пунктом 5 Правил N 861 предусмотрено, что при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.
Вместе с тем возложение некоторых функций сетевой организации на электростанцию при поступлении заявки на технологическое присоединение не влечет смену вида деятельности производителя электроэнергии.
Как указано в абзаце 15 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", с 01.04.2006 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
Пункт 3 Правил N 861 обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 этих Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществление технологического присоединения.
С учетом изложенного, только сетевая организация обязана независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с такой заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Общество является производителем электрической энергии, следовательно, обязанность по заключению договоров об осуществлении технологического присоединения с обратившимся к нему лицом (в том числе, с сетевой организацией) не него не возлагается.
Поскольку императивные нормы пункта 1 статьи 26 Закона 35-ФЗ и пунктов 3, 43 Правил N 861 обязывают сетевую организацию заключить договор и осуществить технологическое присоединение, то на ответчика, как на производителя электрической энергии, они не распространяются. Следовательно, его нельзя обязать выполнить указанные действия.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию.
Согласно пункту 30 Правил N 861, в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных разделом III указанных Правил.
Пунктами 30.1, 30.3 Правил N 861 определено, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
В соответствии с пунктом 2 Закона N 35-ФЗ с 01.01.2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Таким образом, предусмотрено два варианта компенсации сетевой организации затрат на проведение мероприятий по технологическому присоединению: либо путем включения их в состав платы за технологическое присоединение, либо путем их включения в размер тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ с 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе, связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, расходы Общества (производителя электрической энергии) на строительство и реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов не могут быть включены как в тариф на передачу электрической энергии, так и в плату на технологическое присоединение.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы Компании.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу N А42-8335/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.