26 ноября 2014 г. |
Дело N А56-75982/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Бурматовой Г.Е., Васильевой Е.С.,
при участии от государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Петровой Н.В. (доверенность от 27.12.2013 N 02-30/14-21400), от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга Носковой О.А. (доверенность от 16.12.2013 N27-01-29/56), от федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области" Михайлова А.Ю. (доверенность от 31.07.2014 N 28/28),
рассмотрев 19.11.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2014 (судья Семенова И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-75982/2013,
установил:
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, ул. Очаковская, д. 7а, ОГРН 1067847151701; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными: решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга (место нахождения: 194214, пр. Энгельса, д. 73, ОГРН 1037804016546; далее - Пенсионный фонд) от 18.04.2013 N 088 027 13 РВ 0000333, решения Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу (место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, ул. Большая Посадская, дом 10А, ОГРН 1027806860707; далее - Фонд социального страхования) от 15.04.2013 N 37, от 15.04.2013 N21.
Решением суда первой инстанции от 18.04.2014 требования Учреждения удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 24.07.2014 решение суда от 18.04.2014 отменено в части признания недействительным решения Фонда социального страхования N 4 от 15.04.2013 N 21 по доначислению страховых взносов на обязательное социальное страхование в сумме 404 руб. 40 коп., соответствующих пеней и штрафных санкций. В указанной части в удовлетворении требований отказано.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд социального страхования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить судебные акты в части удовлетворения заявленных Учреждением требований.
По мнению подателя жалобы, выплаты за дополнительные выходные дни родителям ребенка-инвалида не являются пособием и компенсацией, а поэтому подлежат обложению страховыми взносами.
В судебном заседании представители Фонда социального страхования и Пенсионного фонда поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Учреждения возражал против ее удовлетворения.
Законность принятых по делу судебных актов в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена выездная проверка Учреждения по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за тот же период.
По результатам проверки Фондом социального страхования выявлено нарушение Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) и принято решение от 15.04.2013 N 37, которым заявитель привлечен к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде 100 руб. 57 коп. штрафа, ему начислено 11 руб. 98 коп. пеней.
Также указанным фондом выявлено нарушение Учреждением Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и вынесено решение от 15.04.2013 N 21, которым Учреждению предложено перечислить и отразить в бухгалтерском учете и расчете (форма 4-ФСС) недоимку по страховым взносам в размере 7 292 руб. 22 коп., в том числе, недоимку по страховым взносам на выплаты сумм среднего заработка, сохраняемого за период ухода за детьми-инвалидами, в размере 6 887 руб. 82 коп., 94 руб. 43 коп. пеней и 1 458 руб. 44 коп. штрафа.
Пенсионным фондом также проведена выездная проверка Учреждения за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой вынесено решение от 18.04.2013 N 088 027 13 РВ 0000333.
Этим решением заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в размере 47 218 руб. 08 коп., на накопительную часть в размере 8 171 руб. 96 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 10 551 руб. 32 коп., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1559 руб. 00 коп. (всего 67 500 руб. 36 коп. недоимки, 13 500 руб. 07 коп. штрафа, 6 448 руб. 32 коп. пеней).
Основанием для начисления фондами соответствующих сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов послужило, в частности, то, что Учреждение не исчислило страховые взносы с выплат работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом.
Суммы недоимки, штрафов и пеней, во избежание дальнейшего начисления пеней, уплачены заявителем в добровольном порядке.
Не согласившись с принятыми решениями фондов, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные Учреждением требования в части начисления страховых взносов, пеней и штрафов выплат работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, признав указанные начисления незаконными.
Фонд социального страхования, не согласившись с выводами судов, обжаловал принятые по делу судебные акты в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, считает жалобу Фонда социального страхования не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 Трудового кодекса оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Судами правомерно принято во внимание то, что согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Суды обеих инстанций правомерно указали на то, что данные выплаты не являются вознаграждением, выплачиваемым в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком - инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Норма аналогичного характера содержится и в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Следовательно, от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом. Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительными решения Фонда социального страхования в отношении выплат Учреждения за дополнительные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами.
Дело рассмотрено судами в данной части полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления апелляционного суда от 24.07.2014, которым частично отменено решение суда первой инстанции по настоящему делу.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 по делу N А56-75982/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.