28 ноября 2014 г. |
Дело N А56-51729/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Кабаль В.О. (доверенность от 10.01.2013), от открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы "Дружба" Курилова С.А. (доверенность от 11.07.2013 N 424) и Алмаева О.Р. (доверенность от 14.11.2014 N 559),
рассмотрев 25.11.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2014 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-51729/2013,
установил:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, Торжковская улица, дом 4, ОГРН 1077847192603, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Магистральные нефтепроводы" "Дружба", место нахождения: 241020, город Брянск, Уральская улица, дом 113, ОГРН 1023202736754, ИНН 3235002178 (далее - Общество, ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба"), об обязании прекратить незаконную эксплуатацию объекта капитального строительства "Балтийская трубопроводная система (БТС-2), а также о взыскании за период с 2012 по 2013 годы ущерба в размере 97 453 430 руб. 25 коп. в федеральный бюджет, которая подлежит зачислению по коду классификации доходов - 05311690010010000140.
Решением суда первой инстанции от 03.02.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.07.2014, в удовлетворении иска Комитету отказано.
В кассационной жалобе Комитет просит указанные решение и постановление судов отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Общество полагает, что судебные акты законны и обоснованы, в связи с чем просит их оставить без изменения, а жалобу Комитета - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" - доводы отзыва.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжений Правительства Ленинградской области (далее - Правительство) от 03.12.2009 N 574-р, от 04.12.2009 N 582-р и 583 Обществу были предоставлены в аренду лесные участки в Волосовском, Лужском, Кингисеппском лесничествах Ленинградской области для строительства линейного объекта "Балтийская трубопроводная система (БТС-2). Участок от НПС-7 до ПСП Усть-Луга" (далее - БТС-2).
Между Правительством (далее -арендодатель) и Обществом (арендатор) были заключены договоры от 07.12.2009 N 159/ДС-2009-12, от 08.12.2009 N 161/ДС-2009-12 и N 160/ДС-2009-12 аренды лесных участков, в соответствии с которыми Правительство передало ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" по актам приема-передачи в аренду лесные участки общей площадью 850, 5327 га в Волосовском, Лужском, Кингисеппском лесничествах сроком на 2 года.
Согласно дополнительным соглашениям от 01.07.2010 арендодателем по названым договорам стал Комитет.
В период с декабря 2009 по декабрь 2011 года Общество использовало предоставленные лесные участки для строительства БТС-2.
Актами приемки законченного строительством объекта от 19.02.2012 N 11 и 12, разрешением на ввод в эксплуатацию от 20.02.2012 N RU47-0112-МРР, свидетельством о государственной регистрации права собственности от 15.03.2012 N АА 000200 подтверждается, что строительство названного объекта завершено, БТС-2 введен в эксплуатацию.
В отсутствии возражений Комитета, по истечении установленных договором сроков аренды Общество продолжило фактическое использование лесных участков для обеспечения эксплуатации нефтепроводов и содержания в нормативном состоянии его наземных сооружений.
Комитет посчитав, что ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" с 20.02.2012 эксплуатируют объект строительства в Волосовском, Лужском, Кингисеппском лесничествах Ленинградской области без оформленных договоров аренды лесных участков для эксплуатации линейных объектов, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды двух инстанций правомерно отказали в удовлетворении иска исходя из следующего.
В силу части 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
На основании пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
В силу части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ на землях лесного фонда допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, - для использования линий электропередач и других линейных объектов. В целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 названной статьи, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 ЛК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 45 ЛК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 утверждены "Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" (далее - Правила N 223).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 223 в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
В пункте 9 Правил N 223 указано, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (пункт 11 Правил N 223).
В силу пункта 4.1 "Правил охраны магистральных трубопроводов", утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 6, охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих природный газ, устанавливаются в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Ввиду изложенного судебные инстанции пришли к выводу, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление в пользование лесных участков и выдача специального разрешения в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейного объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для применения такой ответственности истцу необходимо доказать в совокупности: наличие убытков в заявленном к возмещению размере; вину ответчика в возникновении данных убытков; а также причинную связь между понесенными истцом убытками и виновными действиями ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о недоказанности Комитетом совокупности вышеперечисленных обстоятельств для привлечения Общества к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда лесному фонду.
Кассационный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судебными инстанциями норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу N А56-51729/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.