02 декабря 2014 г. |
Дело N А05-15898/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Матлиной Е.О., Серовой В.К.,
рассмотрев 01.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской области в лице министерства финансов Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.05.2014 (судья Низовцева А.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 ( судьи Елагина О.К., Журавлев А.В., Рогатенко Л.Н.) по делу N А05-15898/2013,
установил:
Муниципальное предприятие Заполярного района "Севержилкомсервис", место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Рыбников, д. 17Б, ОГРН 1038302271040, ИНН 8300010685 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Ненецкому автономному округу в лице управления финансов Ненецкого автономного округа, место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Смидовича, д. 20, ОГРН 1078383000497, ИНН 2983006000, муниципальному образованию "Муниципальный район "Заполярный район" в лице управления финансов администрации муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район", место нахождения: 166701, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, пгт Искателей, ул. Губкина, д. 10, ОГРН 1068383002841, ИНН 2983004370, и Архангельской области в лице министерства финансов Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1022900535558, ИНН 2901061980 (далее - Министерство финансов), о взыскании 18 144 415 руб. 14 коп. убытков, возникших в результате государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, отпущенную населению Заполярного района в декабре 2010 года.
Определением от 11.02.2014 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве четвертого ответчика привлечена Архангельская область в лице министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, ОГРН 1042900022626 (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ).
Решением суда от 13.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.08.2014, иск удовлетворен в части взыскания с Министерства ТЭК и ЖКХ в пользу Предприятия 18 144 415 руб. 14 коп. в возмещение разницы в тарифах, а также 113 722 руб. 07 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины. В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано.
Министерство финансов обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права, неприменение закона, подлежащего применению с учетом фактических обстоятельств дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска к Министерству ТЭК и ЖКХ.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" (далее - Управление ЖКХиС) и Предприятием (получателем) 17.11.2010 заключен договор N 80, по условиям которого Управление ЖКХиС в соответствии с действующим законодательством обязалось производить перечисление субсидии на расчетный счет получателя в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а получатель - предоставлять расчеты субсидий и отчет об использовании средств субсидии в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии с расчетом, представленным Предприятием, к возмещению разницы в тарифах в 2010 году предъявлено 170 895 949 руб. 39 коп. Ежемесячные расчеты Предприятия проверены Управлением ЖКХиС, замечания к ним отсутствуют.
В порядке возмещения разницы в тарифах, возникшей у Предприятия, из областного бюджета через бюджет муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" перечислено 152 751 534 руб. 25 коп.
Поскольку разница в тарифах за декабрь 2010 года не была возмещена полностью, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили иск в части взыскания 18 144 415 руб. 14 коп. с Министерства ТЭК и ЖКХ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1069 ГК РФ предусмотрено, что внедоговорной вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 ГК РФ).
Кроме того, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размер понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16 и 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счет казны.
По общему правилу об обязательствах вследствие причинения вреда вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
Из анализа указанных норм права следует, что для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ, необходимо установление совокупности всех вышеуказанных элементов, составляющих убытки. При этом отсутствие хотя бы одного из элементов не может привести к наступлению для публичного субъекта гражданско-правовой ответственности в виде убытков.
Пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
В случаях, когда убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) одним из основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую энергию является обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии.
Статья 10 Закона N 190-ФЗ предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей.
При этом наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Перечень потребителей или категорий потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, имеющих право на льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 14 и 15 статьи 10 Закона N 190-ФЗ).
В соответствии с Законом Архангельской области от 12.12.2007 N 467-23-ОЗ органы государственной власти Архангельской области осуществляли на территории Ненецкого автономного округа полномочия, указанные в подпунктах 3, 5, 7 - 14, 21 - 24, 27 - 31, 34, 37, 40 и 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Постановлением администрации Архангельской области от 02.11.2010 N 343-пп утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Ненецкого автономного округа на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую и электрическую энергию, отпускаемую населению Ненецкого автономного округа (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую и электрическую энергию, отпускаемую населению на территории Ненецкого автономного округа (далее - субсидия), предоставляются из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ненецкого автономного округа (далее - муниципальные образования) с целью возмещения убытков энергоснабжающих организаций, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на отпуск тепловой энергии для нужд отопления жилищного фонда и электрической энергии для населения Ненецкого автономного округа.
В силу пункта 2 Порядка предоставление субсидий местным бюджетам муниципальных образований осуществляется министерством ТЭК и ЖКХ согласно сводной бюджетной росписи областного бюджета и утвержденным лимитам бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 3 Порядка размер субсидии энергоснабжающей организации, производящей тепловую энергию, определяется по каждому децентрализованному источнику теплоснабжения как произведение потребленной населением тепловой энергии для нужд отопления жилищного фонда (Гкал) на разницу между размером одноставочного тарифа, установленного для иных потребителей (без НДС), и одноставочным тарифом для населения (без НДС).
Размер субсидии энергоснабжающей организации, производящей электрическую энергию, определяется по каждому децентрализованному источнику электроснабжения как произведение потребленной населением электроэнергии (кВтч) на разницу между размером одноставочного тарифа, дифференцированного по числу часов использования заявленной мощности, менее 5000 часов, установленного для прочих потребителей (без НДС), и размером одноставочного тарифа, установленного для населения, проживающего в сельских населенных пунктах (без НДС).
Указанные тарифы утверждаются Комитетом по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что субсидии перечисляются в порядке межбюджетных отношений в доходы местных бюджетов на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов. Операции с указанными средствами осуществляются в установленном порядке кассового обслуживания исполнения местного бюджета.
При этом администрации муниципальных образований для перечисления средств заключают договоры с энергоснабжающими организациями, предусматривающие получение субсидий.
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что Предприятие в 2010 году являлось энергоснабжающей организацией, оказывающей услуги по отпуску электрической и тепловой энергии потребителям, в том числе сельскому населению на территории муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район".
Судами установлено и следует из материалов дела, что Комитетом по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа выпущены приказы от 22.12.2009 N 14 и от 24.12.2009 N 17 (в редакции приказа от 05.03.2010 N 16), согласно которым Предприятию утвержден и введен в действие с 01.01.2010 тариф на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, которые составил 2,03 руб./кВтч (без учета НДС 1,72 руб./кВт.ч), и установлен для прочих потребителей экономически обоснованный тариф в размере 15,415 руб./кВтч.
Тарифы на тепловую энергию для населения установлены в приложении N 2 приказа Комитета по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 24.12.2009 N 17 (в редакции приказа от 31.03.2010 N 23). Они ниже тарифа, установленного приложением N 4 к приказу от 24.12.2009 N 17 (в редакции приказа от 05.03.2010 N 16) для иных потребителей, - 4612 руб./Гкал.
Следовательно, Предприятию в 2010 году были установлены экономически обоснованные тарифы на электрическую и тепловую энергию для прочих потребителей, а населению, проживающему в сельской местности, установлены льготные тарифы в размере ниже экономически обоснованного.
Областным законом от 15.12.2009 N 118-9-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" (в редакции Областного закона от 29.10.2010 N 206-16-ОЗ) на 2010 год была утверждена методика распределения субсидий и предусмотрена субсидия бюджету муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую и электрическую энергию, отпускаемую населению Ненецкого автономного округа, в сумме 194 859 000 руб., которые были перечислены в бюджет муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" и распределены последним между пятью энергоснабжающими организациями.
Суды, установив, что в бюджете Ненецкого автономного округа на 2010 год не предусматривались обязательства по возмещению разницы в тарифах, так как соответствующее расходное обязательство было принято Архангельской областью, и учитывая, что регулирование тарифов осуществляется органами государственной власти Архангельской области, пришли к правильному выводу о том, что причиненные убытки подлежат возмещению за счет казны Архангельской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса, и главным распорядителем бюджетных средств по этой статье расходов является министерство энергетики, которому на основании указа губернатора Архангельской области от 17.06.2013 N 73-у "Об исполнительных органах государственной власти Архангельской области в отдельных сферах государственного управления и о внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Архангельской области" были переданы функции реорганизуемого Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Этим же указом с учетом изменений, внесенных указом губернатора от 27.06.2013 N 77-у "О внесении изменений в указ губернатора Архангельской области от 17.06.2013 N 73-у", министерство энергетики как юридическое лицо переименовано в министерство ТЭК и ЖКХ.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, в 2010 году Архангельская область приняла на себя расходное обязательство по возмещению разницы в тарифах для населения муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район".
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск.
Доказательства того, что Предприятие понесло убытки в меньшем размере, чем тот, который предъявил ко взысканию истец, ответчики не представили.
Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, судами правильно применены нормы материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.05.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 по делу N А05-15898/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской области в лице министерства финансов Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.