04 декабря 2014 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Ломакина С.А., Серовой В.К.,
при участии от открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" Литвинова В.Л. (доверенность от 22.09.2014 N 01-07/16-2/288), Садкова А.В. (доверенность от 21.07.2014 N 01-07/16-2/122), от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Щербаковой Н.Ю. (доверенность от 24.11.2014 N 186), Николаевой Т.А. (доверенность от 29.08.2014 N 143), от агентства по тарифам и ценам Архангельской области Петухова А.В. (доверенность от 29.09.2014), Распутина Н.А. (доверенность от 13.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.09.2014 по делу N А05-5900/2014 (судьи Полуянова Н.М., Меньшикова И.А., Ипаев С.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (место нахождения: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, пр. Ленина, д. 147, ОГРН: 1052901029235; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области (место нахождения: г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН: 1042900033780; далее - Агентство) от 20.12.2013 N 84-э/28 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области" в части установления величин единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области на 1 и 2 полугодие 2014 года по всем тарифным группам потребителей, а также в части учета при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации необходимой валовой выручки (НВВ) ООО "ГРК 1" в размере 2 122 тыс. руб. (пункт 10) не соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), приказу Федеральной службы по тарифам от 18.12.2013 N 233-э/2 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2014 год" (далее - Приказ ФСТ N 233-э/2) и недействующим (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго" (место нахождения: г. Архангельск, ул. Свободы, д. 3; далее - Компания).
Решением от 29.09.2014 постановление Агентства от 20.12.2013 N 84-э/28 (в редакции постановления от 14.01.2014 N 1-э/3) признано не соответствующим Закону об электроэнергетике, Основам ценообразования, Методическим указаниям, Приказу ФСТ N 233-э/2 и недействующим в части установления на второе полугодие ставки на содержание электрических сетей двухставочного тарифа по диапазону напряжения НН в размере 545,83987 руб./кВт мес. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм права, просит отменить решение от 29.09.2014 в части отказа в удовлетворении остальной части требований. Податель жалобы полагает, что судом неправомерно отклонено ходатайство Общества о назначении независимой экспертизы для определения экономической обоснованности установленных тарифов. Общество полагает неправомерным превышение предельных уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2014 год (как в первоначальной редакции, так и в редакции постановления от 14.01.2014). Кроме того, заявитель указывает, что в результате увеличения размера ставки со стороны сетевых организаций будет получен дополнительный доход, а Общество понесет дополнительные расходы, которые не учтены Агентством при утверждении величин конечных тарифов для потребителей на 2014 год. Также Общество считает, что применение в расчетах с сетевыми организациями единых (котловых) тарифов при расчетах за услуги по передаче электрической энергии, при утверждении которых учтена величина НВВ ООО "ГРК-1", привело к нарушению законных прав и интересов потребителя.
В отзывах на кассационную жалобу Агентство и Компания просят оставить решение от 29.09.2014 без изменения, полагая его правомерным.
В судебном заседании представители Общества подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Агентства и Компании - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Агентством от 20.12.2013 издано постановление N 84-э/28, которым установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области с календарной разбивкой согласно приложению для всех тарифных групп потребителей (действуют с 01.01.2014 по 31.12.2014).
Постановлением от 14.01.2014 N 1-э/3 "О внесении изменений в некоторые постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области" в связи с допущенной технической ошибкой Агентством внесены изменения, в том числе, в приложение к постановлению от 20.12.2013 N 84-э/28 в части размера единых (котловых) тарифов по всем тарифным группам потребителей электрической энергии.
Постановлением от 26.06.2014 N 27-э/3 "О внесении изменений в некоторые постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области" Агентством внесены изменения и в приложение к постановлению N 84-э/28 в части наименования сетевой организации, указанной в пункте 10; сетевая организация "ООО "ГРК 1" заменена на "ООО "Сити Лэнд".
Постановлением от 10.09.2014 N 38-э/1 "О внесении изменения в приложение к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2013 N 84-э/28" Агентством внесены изменения в пункт 1.2.1 таблицы приложения к постановлению N 84-э/28; цифры "545,83987" заменены цифрами "655,87195".
Не согласившись с постановлением Агентства от 20.12.2013 N 84-э/28 в части установления величин единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области на 1 и 2 полугодие 2014 года по всем тарифным группам потребителей, а также в части учета при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, необходимой валовой выручки (НВВ) ООО "ГРК 1" в размере 2 122 тыс. руб. (пункт 10), Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел о признании нормативных правовых актов недействующими арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Судом установлено, что постановление от 20.12.2013 N 84-э/28 принято Агентством в пределах предоставленных ему полномочий.
Оспаривая тарифы, установленные в оспариваемом постановлении, заявитель указал на то, что ставка на содержание электрических сетей двухставочного тарифа по уровню напряжения НН на 1 и 2 полугодие 2014 года установлена в размере 545 839,87 руб./МВт. в месяц, что ниже минимального уровня, установленного приказом ФСТ России N 233-э/2. Заявитель также указал, что в результате увеличения размера ставки со стороны сетевых организаций будет получен дополнительный доход, а Общество понесет дополнительные расходы, которые не учтены Агентством при утверждении величин конечных тарифов для потребителей на 2014 год. Общество полагает, что на дату принятия оспариваемого постановления ООО "ГРК 1" не являлось сетевой организацией и не владело объектами сетевого хозяйства, в связи с чем учет НВВ ООО "ГРК 1" при утверждении тарифов привело к их необоснованному увеличению.
В силу статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов.
Пунктом 81 Основ ценообразования предусмотрено, что предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ) дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают единые (котловые) тарифы, а также иные тарифы в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам.
Согласно приказу ФСТ N 233-э/2 в приложении N 1 установлены предельные минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год на территории субъектов Российской Федерации. Для Архангельской области установлена ставка на содержание электрических сетей двухставочного тарифа по уровню напряжения НН на 1 и 2 полугодие 2014 года в размере 655 871,95 руб./МВт. в месяц.
В постановлении N 84-э/28 (в редакции от 14.01.2014) Агентством установлены следующие ставки на содержание электрических сетей двухставочного тарифа по диапазону напряжения НН: на 1 полугодие в размере 655,88487 руб./кВт. мес., на 2 полугодие в размере 545,83987 руб./кВт. мес.
Таким образом, ставка на содержание электрических сетей двухставочного тарифа по диапазону напряжения НН на второе полугодие установлена Агентством в размере ниже минимального уровня, установленного приказом ФСТ N 233-э/2.
Как следует из материалов дела Агентство 23.05.2014 обратилось в ФСТ с заявлением о согласовании единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год в части ставки на содержание электрических сетей двухставочного тарифа на низком уровне напряжения во втором полугодии 2014 года на уровне ниже предельного минимального, утвержденного приказом ФСТ N 233-э/2. В соответствии с приказом ФСТ от 01.08.2014 N 1210-э (размещен в справочно-информационной системе "Консультант Плюс") Агентству в согласовании отказано. В целях исполнения данного приказа 10.09.2014 состоялось заседание коллегии Агентства, на котором принято решение о пересмотре размера ставки на содержание электрических сетей двухставочного тарифа на низком напряжении, установленного оспариваемым постановлением на второе полугодие 2014 года, и доведении его до предельного минимального уровня, утвержденного приказом ФСТ N 233-э/2.
Постановлением от 10.09.2014 N 38-э/1 "О внесении изменения в приложение к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2013 N 84-э/28" Агентство внесло изменения в пункт 1.2.1 таблицы приложения к постановлению N 84-э/28: цифры "545,83987" заменены на цифры "655,87195". Постановление от 10.09.2014 N 38-э/1 опубликовано в газете "Волна" от 16.09.2014 N 36.
Таким образом, постановление от 20.12.2013 N 84-э/28 приведено Агентством в соответствие с законодательством, имеющим большую юридическую силу.
С учетом того, что ставка на содержание электрических сетей двухставочного тарифа по диапазону напряжения НН на второе полугодие 2014 года в размере 545,83987 руб./кВт. в месяц, установленная постановлением N 84-э/28 (в редакции от 14.01.2014), не соответствовала законодательству, имеющему большую юридическую силу, и подлежала применению во втором полугодии 2014 года (в период с 01.07.2014 до 16.09.2014), суд пришел к правомерному выводу, что оспариваемое постановление в указанной части подлежит признанию недействующим.
Довод Общества о необоснованном превышении Агентством при принятии оспариваемого постановления предельных уровней цен (тарифов) при принятии тарифов, указанных в приложении к оспариваемому постановлению, был предметом рассмотрения суда и правомерно отклонен.
Согласно пункту 5.3.1 Методических указаний региональные органы устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих данные услуги на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в рамках предельных уровней.
Предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2014 год утверждены Приказом ФСТ N 233-э/2. При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике решение о превышении предельных уровней цен (тарифов), если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов самостоятельно и не требует согласования с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В Приказе ФСТ N 233-э/2 указано, что расчет предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год произведен без учета инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
Судом установлено, что превышение предельных уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2014 год (как в первоначальной редакции, так и в редакции постановления от 14.01.2014) обусловлено тем, что при формировании указанных тарифов на 2014 год в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций Агентством учтены затраты на реализацию инвестиционных программ. Агентством приведены расчеты тарифов на услуги по передаче электроэнергии с учетом расходов на финансирование инвестиционных программ и без их учета на 2014 год. Также приведены таблицы, из которых следует, что тарифы на услуги по передаче электроэнергии за указанный период, рассчитанные без учета инвестиционных программ, соответствуют предельным уровням тарифов на услуги по передаче электроэнергии, утвержденным приказом ФСТ N 233-э/2.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, при формировании указанных тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2014 год в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций Агентством учтены расходы на реализацию инвестиционных программ организаций сетевого комплекса Архангельской области. Без учета расходов на инвестиции указанные тарифы не превышают предельных уровней тарифов, утвержденных Приказом ФСТ России N 233-э/2 на 2014 год. Доказательств обратного Обществом в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что Агентство, принимая оспариваемое постановление в первоначальной редакции и в редакции постановления от 14.01.2014, действовало в соответствии с пунктом 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, поскольку превышение предельных уровней цен (тарифов) при принятии тарифов, указанных в приложении к оспариваемому постановлению, было обусловлено включением расходов на реализацию инвестиционных программ организаций сетевого комплекса Архангельской области, а потому постановление от 20.12.2013 N 84-э/28 в указанной части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Общество также считает незаконным постановление N 84-э/28 в части учета при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации необходимой валовой выручки (НВВ) ООО "ГРК 1" в размере 2 122,000 тыс. рублей (пункт 10), ссылаясь на то, что на дату его принятия ООО "ГРК 1" не являлось сетевой организацией и не владело объектами сетевого хозяйства. Учет НВВ ООО "ГРК 1" при утверждении тарифов, по мнению заявителя, привело к их необоснованному увеличению.
В приложении к постановлению N 84-э/28 (в первоначальной редакции и в редакции от 14.01.2014) указан перечень 44 сетевых организаций с указанием необходимой валовой выручки, НВВ которых учтена при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации. В пункте 10 данного перечня указана сетевая организация - ООО "ГРК 1", размер НВВ которой составляет 2 122,000 тыс. руб.
Судом установлено, что с 2012 года регулирование тарифов в отношении ООО "ГРК 1" осуществляется методом долгосрочной индексации НВВ на основе долгосрочных параметров регулирования. Постановлением Агентства от 26.12.2011 N 97-э/9 для территориальных сетевых организаций, в том числе для ООО "ГРК 1" были утверждены долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка на трехлетний период 2012-2014 годы.
В соответствии с Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, ООО "ГРК 1" направило в Агентство заявление об установлении тарифов на 2014 год. Согласно Регламенту установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденному приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-э, регулируемой организации в установленные законом сроки было открыто дело об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области и направлено соответствующее извещение.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2013 N 953 "О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и принятии тарифных решений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов необходимо до 20.12.2013 принять решение об установлении с 01.01.2014 тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В рамках исполнения указанного постановления 20.12.2013 Агентством утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электроэнергии на 2014 год (постановление N 84-э/28). Оспариваемое постановление вступило в силу 21.12.2013.
Письмом от 27.12.2013 N 31/27-13 ООО "ГРК 1" уведомило Агентство о продаже объектов электросетевого хозяйства, участвующих в передаче электроэнергии.
Таким образом, при принятии 20.12.2013 постановления N 84-э/28 Агентство не располагало информацией о том, что ООО "ГРК 1" не является сетевой организацией.
Из материалов дела следует, что 14.04.2014 ООО "Сити Лэнд" обратилось в Агентство с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в порядке, предусмотренном Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178. Данная организация приобрела электросетевое оборудование у ООО "ГРК 1".
Как правомерно указал суд, необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, то есть, НВВ сетевой организации является экономическим показателем, который привязан к функционированию самого электросетевого хозяйства. Объекты электросетевого хозяйства, ранее принадлежавшие ООО "ГРК 1", не выбыли из гражданского оборота, передача электроэнергии по указанным сетям не была приостановлена или прекращена, при продаже поменялся только собственник объектов электросетей, а потребители, присоединенные к данным сетям, остались. Несмотря на состоявшийся переход права собственности на спорные объекты электросетевого хозяйства, потребители, которые были присоединены к электрическим сетям, ранее принадлежавшим ООО "ГРК 1", в первом полугодии 2014 года продолжали получать электроэнергию по спорным сетям.
Заявитель в данном случае является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Архангельской области и оплата услуг по передаче электрической энергии, оказываемых сетевыми организациями, осуществляется потребителями в адрес гарантирующего поставщика в составе стоимости поставленной электроэнергии. Гарантирующий поставщик из полученной выручки за электроэнергию оплачивает сетевым организациям оказанные ими услуги по передаче электроэнергии. При таком положении довод Общества о том, что в результате увеличения размера ставки со стороны сетевых организаций будет получен дополнительный доход, а Общество понесет дополнительные расходы, не учтенные Агентством при утверждении величин конечных тарифов для потребителей на 2014 год, кассационная инстанция отклоняет как необоснованный.
Таким образом, кассационная инстанция, считая правильным вывод суда о признании постановление N 84-э/28 (в редакции постановления от 14.01.2014 N 1-э/3) не соответствующим Закону об электроэнергетике, Основам ценообразования, Методическим указаниям, Приказу ФСТ N 233-э/2 и недействующим в части установления на второе полугодие ставки на содержание электрических сетей двухставочного тарифа по диапазону напряжения НН в размере 545,83987 руб./кВт мес., равно как и отказ в удовлетворении остальной части заявленных требований и не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.09.2014 по делу N А05-5900/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.