09 декабря 2014 г. |
Дело N А13-283/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Администрации Междуреченского муниципального района Иевлева В.Н. (доверенность от 09.01.2014),
рассмотрев 02.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Междуреченского муниципального района Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.04.2014 (судья Парфенюк А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 (судьи Мурахина Н.В., Пестерева О.Ю., Холминов А.А.) по делу N А13-283/2014,
установил:
Администрация Междуреченского муниципального района, место нахождения: 161050, Вологодская область, Междуреченский район, село Шуйское, улица Сухонская набережная, дом 9, ОГРН 1023501455834, ИНН 3513000682 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области, место нахождения: 160009, город Вологда, улица Мальцева, дом 41, ОГРН 1043500086112, ИНН 3525143533 (далее - Управление), от 15.10.2013 N 824. Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 06.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.08.2014, в удовлетворении заявленного требования Администрации отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит решение и постановление судов отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Управление считает, что решение и постановление судебных инстанций законны и обоснованы, а потому основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 30.09.2013 N 824 в отношении Администрации в период с 14.10.2013 по 15.10.2013 Управлением была проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения ранее выданного предписания от 13.02.2013 N 81 (далее - Предписание N 81).
В ходе проверки было выявлено, что нарушения указанные в пункте 1 выданного Предписания N 81 не устранены в полном объеме, а именно: отсутствуют технические средства управления, средства связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемые в состоянии постоянной готовности к использованию, обеспечивающем:
- устойчивое функционирование средств связи;
- внутреннюю связь на пункте управления, в том числе громкоговорящую связь;
- прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими областными органами управления, а также с ДДС района;
- коммутация принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС района;
- радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами.
Названные нарушения отражены в акте от 15.10.2013 N 824, а также Администрации выдано предписание от 15.10.2013 N 824 (далее - Предписание), в котором предложено устранить допущенные нарушения.
Не согласившись с Предписанием, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций отказали в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение N 794), пунктом 2 которого определено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Пунктами 3, 5 и 6 Положения N 794 предусмотрено, что единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
На основании пункта 11 Положения N 794 органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию (пункт 12 Положения N 794).
Постановлением правительства Вологодской области от 31.01.2011 N 65 утверждено Положение о Вологодской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение N 65).
Данным постановлением определено, что территориальная подсистема строится по территориальному принципу и состоит из муниципальных звеньев. Муниципальные звенья создаются в муниципальных образованиях области на уровне муниципальных районов и городских округов для участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на их территориях (пункт 1.3 Положения N 65).
Органами повседневного управления территориальной подсистемы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (пункт 2.5 Положения N 65).
Постановлением администрации Междуреченского муниципального района от 14.11.2012 N 439 утверждено "Положение о единой диспетчерской службе (ЕДДС) Междуреченского муниципального района" (далее - Положение N 439) и организационно-штатная структура ЕДДС района (приложение 2).
ЕДДС Междуреченского района является органом повседневного оперативно-диспетчерского управления районного звена Вологодской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечения пожарной безопасности.
ЕДДС Междуреченского района является вышестоящим органом повседневного управления для всех взаимодействующих ДДС в районе по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС и совместных действий при угрозе или возникновении ЧС (пункт 1.2 Положения N 439).
Согласно разделу 3 Положения N 439 ЕДДС Междуреченского района включает в себя: личный состав, пункт управления и автоматизированную систему (система связи, оповещения и комплекс средств автоматизации).
Как видно из оспариваемого ненормативного правового акта, заявителю фактически предписано оснастить ЕДДС Междуреченского муниципального района техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, и поддержание их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Таким образом, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что требование Предписания соответствует вышеприведенным правовым нормам.
Кассационная инстанция полностью согласна с выводом судов первой и апелляционной инстанций, что структура, порядок создания и функционирования, задачи ЕДДС, в том числе требования к оборудованию средств и каналов связи, оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, установлены ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба", утвержденным постановлением Госстандарта России от 09.11.1999 N 400-ст (далее - ГОСТ Р 22.7.01-99).
Ссылка подателя жалобы на пункты 3.9 и 3.11.1 ГОСТ Р 22.7.01-99 правомерно отклонена судами, поскольку как правильно указали суды, понятие города, района, крупного города, сельской местности в названном ГОСТ не дается. Вместе с тем в Положении N 439 предусмотрено наличие пункта управления, а также автоматизированной системы.
Довод жалобы о том, что правовые выводы по делам N 12-3/2014 и N 5-384/2013 имеют преюдициальное значение, уже рассматривался судами предыдущих инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, судебные инстанции обоснованно отказали в удовлетворении заявления.
В связи с изложенным основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.04.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 по делу N А13-283/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Междуреченского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.