08 декабря 2014 г. |
Дело N А56-71180/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Подвального И.О.,
при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу Арсентьева В.М. (доверенность от 27.12.13 N 66), от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах Балбениной Е.В. (доверенность от 04.03.2014 N 78-04-06/1112-14), от открытого акционерного общества "Хронотрон" Рапопорт А.Ю. (доверенность от 15.01.2014 N 4),
рассмотрев 01.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2014 (судья Анисимова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014 (судьи Зотеева Л.В., Есиповой О.И., Сомовой Е.А.) по делу N А56-71180/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Хронотрон", место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 44, ОГРН 1037843037759, ИНН 7825343611 (далее - ОАО "Хронотрон", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 26.07.2013 в части оставления без изменения пункта 2.2 предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах (далее - Территориальный отдел) от 13.05.2013 N Ю 78-04-06/412.
Решением от 02.04.2014 суд удовлетворил заявление.
Постановлением от 08.08.2014 апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Управления и Территориального отдела поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 27.03.2013 N 78-04-06/412 в период с 16.04.2013 по 13.05.2013 сотрудниками Территориального отдела проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и законодательства о защите прав потребителей при осуществлении деятельности по адресу: Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 44, о чем составлен акт от 13.05.2013 N 78-04-06/412.
В ходе проверки выявлены, в том числе, нарушения статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), пункта 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 (в редакции СанПиН 2.1.42496-09) "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01), а именно: не разработана и не представлена рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды, контроль качества холодной и горячей воды не проводится, протоколы лабораторных исследований не представлены.
По результатам проверки Территориальный отдел выдал Обществу предписание от 13.05.2013 N Ю 78-04-06/412 об устранении выявленных нарушений законодательства и о проведении мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни, здоровью людей, пунктом 2.2 которого Обществу предписано в срок до 01.01.2014 обеспечить проведение контроля качества питьевой воды, горячей воды в соответствии с пунктом 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01, протоколы лабораторных исследований представить в Территориальный отдел Управления.
ОАО "Хронотрон" оспорило предписание Территориального отдела от 13.05.2013 N Ю 78-04-06/412 в Территориальный отдел, который решением от 10.07.2013 оставил данное предписание в части пунктов 1 и 2 без изменения.
Общество оспорило решение от 10.07.2013 и предписание от 13.05.2013 в Территориальный отдел. По результатам рассмотрения данного заявления заместителем руководителя Управления вынесено решение от 26.07.2013, которым жалоба Общества удовлетворена частично, пункты 2.1 и 2.3 предписания от 13.05.2013 исключены, пункт 2.2 оставлен без изменения.
ОАО "Хронотрон" оспорило решение Управления от 26.07.2013 в части оставления без изменения пункта 2.2 предписания от 13.05.2013 в арбитражный суд.
Суд первой инстанции своим решением, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, удовлетворил заявление, отметив, что вывод Управления о нарушении Обществом требований статьи 19 Закона N 52-ФЗ, пункта 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 не подтвержден соответствующими доказательствами.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. В пункте 2 данной статьи указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения). Указанные правила разработаны для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункты 1.1 и 1.3).
В силу пункта 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 требования настоящих санитарных правил применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды при нецентрализованном водоснабжении, к качеству питьевой воды, производимой автономными системами водоснабжения, индивидуальными устройствами для приготовления воды, а также реализуемой населению в бутылях или контейнерах, устанавливаются иными санитарными правилами и нормативами (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Как установлено судами на основании материалов дела (акта проверки от 13.05.2013), Общество осуществляет деятельность по сборке промышленных часов из готовых комплектующих, сдает помещения в аренду. Водоснабжение Общества осуществляется от городских сетей по договору от 08.11.2010 N 31-502381-О-ВС (далее - договор) на отпуск питьевой воды с государственным унитарным предприятием "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"), системы холодного водоснабжения и водоотведения осуществляются от городских инженерных сетей.
В соответствии с пунктом 1.2 договора, а также на основании приложения к нему (акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным сетям от 08.11.2011 N 31.62) водоснабжение объекта Общества, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Достоевского, дом 40-44, литеры А, Б, Е, Г, Д, Т, улица Марата, дом 63, литера Ж, осуществляется по питьевой воде по двум водопроводным вводам в объеме 1254,16 куб.м/мес. Общество согласно договору является абонентом, потребляющим питьевую воду из централизованной системы питьевого водоснабжения населенных мест. Соответствие питьевой воды требованиям государственных стандартов, санитарных правил и норм обеспечивает ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (пункт 1.2 договора).
Пунктом 2.2 предписания от 13.05.2013 Обществу вменено нарушение требований пункта 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01, в соответствии с которым производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В силу пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр Госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно пункту 29 статьи 2 Закона N 416-ФЗ централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения) (пункт 27 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Суды при рассмотрении настоящего дела пришли к обоснованному выводу о том, что Управлением не представлены доказательства осуществления Обществом эксплуатации централизованной системы водоснабжения, представляющей собой комплекс инженерных сооружений населенного пункта для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой воды абонентам. Эксплуатация централизованной системы питьевого водоснабжения населенных мест не является видом деятельности Общества согласно Уставу Общества, материалами дела также не подтверждается наличие у Общества на каком-либо праве инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой воды.
При таких обстоятельствах доводы жалобы со ссылкой на пункт 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01, а также на производство самим Обществом горячей воды с использованием централизованной системы горячего водоснабжения подлежат отклонению.
Пунктами 1, 2 и 5 статьи 25 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 416-ФЗ. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Как установлено судами и следует из представленной в материалы дела информации с интернет-сайта ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды в Санкт-Петербурге разработана ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 и согласована с Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности Управлением вывода о нарушении Обществом требований статьи 19 Закона N 52-ФЗ, пункта 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-0 (наличия у Общества обязанности осуществлять производственный контроль качества холодной и горячей воды), в связи с чем признал незаконным и отменил решение Управления от 26.07.2013 в части оставления без изменения пункта 2.2 предписания от 13.05.2013.
Довод жалобы об имеющемся решении Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 03.04.2014 по делу N 2-1370/14 по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям подлежит отклонению в связи со следующим.
Как пояснил представитель Общества и не оспорили представители Управления и территориального отдела, названный судебный акт отменен вышестоящей судебной инстанцией.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014 по делу N А56-71180/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.