12 декабря 2014 г. |
Дело N А56-67410/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю. А., судей Асмыковича А. В., Савицкой И. Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ФОРВАРД" Мининой Н. В. (доверенность от 24.10.2014 б/н), Смоленской А. В. (доверенность от 24.10.2014 б/н), от Комитета по строительству Мануйловой О. П. (доверенность от 27.12.2013 N 17598/13), от правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О. П. (доверенность от 09.01.2014 N 07-125/45), Стериной О. О. (доверенность от 09.01.2014 N 07-125/8),
рассмотрев 11.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФОРВАРД" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2014 (судья Воробьева Ю. В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 (судьи Кашина Т. А., Барканова Я. В., Серикова И. А.) по делу N А56-67410/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ФОРВАРД"", место нахождения: 196621, Санкт-Петербург, г. Павловск, Садовая ул., д. 17а, лит. А2, ОГРН 1089847401852, ИНН 7820316607 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными заключения Комитета по строительству, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342 (далее - Комитет), от 19.09.2013 N 11948/13 и возврата документов Обществу, об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав Общества, об обязании правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный, 6-й подъезд, ОГРН 1027809257178, ИНН 7830002078 (далее - Правительство), принять решение о предоставлении Обществу земельного участка, расположенного по адресу: г. Пушкин, Октябрьский бульвар, уч. 1 (северо-восточнее пересечения Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе), для проектирования и строительства гостиницы путем издания соответствующего постановления.
Решением суда первой инстанции от 19.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.08.2014, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 19.05.2014 и постановление от 25.08.2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение.
При рассмотрении дела в суде кассационной инстанции представитель Общества заявил ходатайство об изменении просительной части кассационной жалобы с требования о направлении дела на новое рассмотрение на требование о принятие нового судебного акта.
По мнению подателя жалобы, Комитет незаконно возвратил документы, поскольку испрашиваемый Обществом земельный участок не относится к землям, изъятым или ограниченным в обороте; Комитет и Правительство выходят за пределы своих полномочий, так как незаконными действиями необоснованно ограничивают права арендаторов земельных участков, оборотоспособность земельных участков; у Правительства и его структурных подразделениях имеется возможность определить градостроительный регламент для конкретного испрашиваемого земельного участка.
В отзыве Комитет просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Комитета, Правительства возражали против ее удовлетворения.
Кассационный суд удовлетворил ходатайство Общества.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства от 08.12.2009 N 1405 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: г. Пушкин, Октябрьский бульвар, участок 1 (северо-восточнее пересечения Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе)" между Комитетом управления городским имуществом (далее - КУГИ) и Обществом заключен договор от 11.01.2010 N 18/ЗКИ-02175 аренды указанного земельного участка, предоставляемого для проведения изыскательских работ.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга (далее - КГА) от 07.07.2010 N 2178 Обществу предоставлено разрешение на условно-разрешенный вид использования "для размещения гостиниц" спорного земельного участка площадью 13 211 кв.м с кадастровым номером 78:42:18122Б:147, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, Октябрьский бульвар, участок 1 (северо-восточнее пересечения Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе) (далее - земельный участок).
Распоряжением КГА от 14.10.2010 N 202-пр утвержден проект границ земельного участка, разработанный КГА в масштабе 1:500, шифр 10-2492, для предоставления на инвестиционных условиях (реестровый номер 271-ННЖ-01), установлена площадь земельного участка в границах проектирования 11 768 кв.м, разрешенное использование участка: размещение гостиницы.
Распоряжением КГА от 24.11.2010 N 3733 утвержден акт о выборе земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Октябрьский бульвар, уч. 1 (северо-восточнее пересечения Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе), общей площадью 11 768 кв.м для строительства объекта недвижимости - гостиницы.
Кадастровый паспорт земельного участка N 9213 изготовлен 11.07.2011, земельному участку присвоен кадастровый номер 78:42:18122Б:148.
Общество 20.05.2013 получило отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости (земельный участок по указанному адресу) N 1-1/2013, а также заключение Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 24.06.2013 N 31-2-0360/2013 для принятия Правительством решения о предоставлении ему земельного участка для целей строительства.
Обществом также получены: заключение КУГИ от 07.02.2013 N 2711-32, заключение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 06.12.2012 N 61910/к, заключение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 29.11.2012 N 2-13444-1, от 27.12.2011 N 2-12759-1, заключение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 14.02.2013 N 36.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу предоставило сведения от 30.08.2013 N 06/010/2-13-2207 об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о спорном объекте.
Общество 17.09.2013 обратилось в Комитет с заявлением N 14-19112/13 о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости для строительства, к которому приложило указанные выше документы, а также подтвердило полномочия руководителя и представителя.
Письмом от 19.09.2013 N 11948/13 Комитет возвратил Обществу представленный комплект документов на доработку.
В обоснование своего отказа Комитет сослался на существование препятствий для предоставления Обществу земельного участка, поскольку отсутствует возможность определения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка в связи с признанием решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2011 N 78-Г11-13, недействующими градостроительных регламентов в пределах зон охраны объектов культурного наследия, а также на нарушение порядка информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении испрашиваемого земельного участка и расхождение в площадях земельного участка в кадастровом паспорте и распоряжении КГА от 07.07.2010 N 2178.
Общество оспорило заключение Комитета от 19.09.2013 N 11948/13 и возврат им документов в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, указав, что Комитет правомерно вернул Обществу документы, разъяснив о невозможности подготовки проекта постановления Правительства о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства и вынесении такого проекта на рассмотрение Правительства до законодательного урегулирования вопросов в сфере градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия; у Правительства отсутствует обязанность принятия решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства, поскольку вид разрешенного использования спорного земельного участка в установленном порядке не определен, кроме того, проект правового акта не поступал на рассмотрение Правительства.
Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 282-43) решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается Правительством, которое утверждает инвестиционные условия. Решение принимается по инициативе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или по инициативе потенциальных инвесторов. Заявления потенциальных инвесторов о предоставлении объектов недвижимости рассматриваются в соответствии со статьей 3-1 названного Закона. Основания для отклонения содержащегося в заявлении инвестора предложения перечислены в пункте 4 названной статьи.
Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813), определен порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе при предоставлении на инвестиционных условиях объектов недвижимости, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия.
В силу пунктов 3.13, 3.15 Положения N 1813 для принятия решения о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на инвестиционных условиях потенциальный инвестор обращается с заявлением, приложив необходимые документы, в Комитет.
Согласно пункту 3.16 Положения N 1813 Комитет проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и названного Положения.
В подпункте 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В пункте 2 статьи 85 ЗК РФ указано, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков); градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Следовательно, использование земельного участка, в том числе посредством осуществления на нем строительства объекта недвижимости, ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, составной частью которых являются градостроительные регламенты (статья 30 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга (ЗРЗ 3-1) Пушкинского района Санкт-Петербурга, что подтверждается заключением КГИОП от 27.11.2012 N 2-12759-1.
Комитет письмом от 19.09.2013 N 11948/13 возвратил Обществу документы на доработку, поскольку они не соответствовали установленным законодательством критериям.
Податель жалобы считает действия Комитета и Правительства неправомерными, что данные органы вышли за пределы своих полномочий, фактически ограничив права арендатора земельного участка и оборотоспособность земельного участка, который не относится к землям, изъятым или ограниченным в обороте.
По мнению подателя жалобы, Правительство и его структурные подразделения (комитеты) имели возможность определить градостроительный регламент для испрашиваемого земельного участка.
Указанные доводы несостоятельны, поскольку Комитет и Правительство не ограничивали оборот земельного участка, а с учетом фактических обстоятельств дела были лишены возможности принять решение о предоставлении земельного участка для строительства, расположенного в зоне охраны объектов культурного наследия.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, на момент обращения Общества с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении под строительство земельного участка решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 признаны недействующими с 16.03.2011 и, следовательно, не подлежащими применению отдельные положения Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон" и "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" и Закона Санкт-Петербурга от 04.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в части установления градостроительных регламентов и в том числе видов разрешенного использования в зонах охраны объектов культурного наследия.
Следовательно, в отношении зон охраны объектов культурного наследия с 16.03.2011 градостроительные регламенты не действуют.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что у Правительства отсутствовала возможность определить вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельного участка и планируемого к размещению объекта капитального строительства, в связи с чем заявление Общества было правомерно возвращено.
Позиция Общества основана на неверном толковании положений земельного и градостроительного законодательства.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с изложенным кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, а также сделанных ими выводов.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу N А56-67410/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФОРВАРД" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ФОРВАРД"", место нахождения: 196621, Санкт-Петербург, г. Павловск, Садовая ул., д. 17а, лит. А2, ОГРН 1089847401852, ИНН 7820316607, из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной на основании платежного поручения от 27.10.2014 N 78.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.