17 декабря 2014 г. |
Дело N А05-1972/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Боголюбовой Е.В. и Шпачевой Т.В.,
рассмотрев 16.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КОЛПИНО" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.05.2014 (судья Никитин С.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суд от 19.08.2014 (судьи Романова А.В., Зорина Ю.В., Шадрина А.Н.) по делу N А05-1972/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: город Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ИНН 7708503727, ОГРН 1037835069986 (далее - ОАО "РЖД", Дорога), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КОЛПИНО", место нахождения: 196652, Санкт-Петербург, город Колпино, улица Загородная, дом 9, строение 3, ОГРН 1057810222392, ИНН 7817302330 (далее - ООО "КНАУФ ГИПС КОЛПИНО", Общество), о взыскании 1 516 614 руб. 07 коп. платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.05.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суд от 19.08.2014, иск Дороги удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит названные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Дороге в иске.
Доводы жалобы сводятся к тому, что задержка вагонов произошла по вине ОАО "РЖД"; плата за не принадлежащие истцу вагоны является незаконной; Дорогой допущено нарушение претензионного порядка урегулирования спора.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены, представители не явились.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Дорога (перевозчик) и Общество (грузополучатель) заключили договор от 10.10.2008 N 5/16 (далее - Договор N 5/16) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "КНАУФ ГИПС КОЛПИНО", являющегося контрагентом открытого акционерного общества "Светлозерсклес" (далее - ОАО "Светлозерсклес"), по станции "Глубокое-Новое" Северной железной дороги.
По условиям параграфа 4 Договора N 5/16 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на пути N 1 и 2 станции "Глубокое-Новое". Дальнейшее продвижение таких вагонов производится локомотивом грузополучателя. Возвращаемые с пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом грузополучателя на путь N 3 ОАО "Светлозерсклес" или на путь N 4 грузополучателя. Дальнейшая уборка вагонов с указанных путей производится локомотивом перевозчика.
В соответствии с параграфом 7 Договора N 5/16 количество вагонов в каждой сдаваемой грузополучателю передаче устанавливается следующим образом: на пути N 1 станции - не более 70-ти вагонов; на пути N 2 станции - не более 70-ти вагонов.
Согласно параграфу 8 Договора N 5/16 технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается равным двум часам. При этом время нахождения вагонов на указанном пути исчисляется с момента их передачи на выставочном пути до момента возвращения на выставочный путь.
На основании пункта "а" параграфа 9 Договора N 5/16 грузополучатель перечисляет перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими ОАО "РЖД": за время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателя. Оплата производится по ставкам, установленным "Тарифным руководством N 2". При задержке приема или отправления собственных и арендованных вагонов грузополучатель вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 "Тарифного руководства N 2".
Кроме того, 23.01.2009 Дорога (перевозчик) и ООО "КНАУФ ГИПС КОЛПИНО" (плательщик) заключили договор N 5Р22-0038/09 о порядке расчетов за транспортные услуги (далее - Договор N 5Р22-0038/09), по условиям которого Общество обязалось перечислять на открытый ему в ОАО "РЖД" единый лицевой счет N 1002683099 денежные средства, достаточные для уплаты перевозчику причитающихся ему сумм.
Дополнительным соглашением от 15.01.2012 N 4 указанный Договор N 5Р22-0038/09 дополнен пунктом 3.4.6 (в редакции протокола урегулирования разногласий от 15.01.2012).
Названным пунктом предусмотрено, что в случае задержки не принадлежащих перевозчику вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных станциях) из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от плательщика, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению срока доставки вагонов, перевозчиком в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении 3 к Договору N 5Р22-0038/09.
В случае нарушения плательщиком, являющимся грузополучателем, на железнодорожной станции назначения технологического срока оборота вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, не зависящим от перевозчика (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), с плательщика, являющегося грузополучателем, взимается плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в вышеупомянутом приложении 3 к Договору N 5Р22-0038/09.
Сторонами также заключено дополнительное соглашение от 12.08.2013 N 5 к договору N 5Р22-0038/09, в пункте 2.1.11 которого стороны установили, что в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за не приема их железнодорожной станцией назначения, а также на станции назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем, со стороны ОАО "РЖД" взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 3 к договору N 5Р22-0038/09.
Следовавшие в адрес Общества вагоны в количестве 55 единиц были оставлены от движения и находились в составе "брошенного поезда" на станции Бакарица Северной железной дороги в период с 07.03.2013 по 11.03.2013, о чем в соответствии с требованиями Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом Российской Федерации, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, Дорогой составлены: акты общей формы от 07.03.2013 N 7/8 - на "бросание поезда" и от 11.03.2013 N 7/9, 7/10, 7/11, 7/12, 7/13, 7/14, 7/15, 7/16, 7/17, 7/18, 7/19, 7/20, 7/21, 7/22, 7/23 - на подъем "брошенного поезда".
По прибытии указанных 55 вагонов на станцию назначения Глубокое-Новое на основании актов общей формы станции Бакарица составлен итоговый акт общей формы от 12.03.2013 N 4/1.
Следовавшие в адрес Общества вагоны в количестве 59 единиц были оставлены от движения и находились в составе "брошенного поезда" на станции Карпогоры Северной железной дороги в период с 11.03.2013 по 18.03.2013, о чем в соответствии с требованиями Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом Российской Федерации, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, Дорогой составлены акты общей формы от 11.03.2013 N 45 - на "бросание поезда" и от 18.03.2013 N 55 - на подъем "брошенного поезда".
По прибытии указанных 59 вагонов на станцию назначения Глубокое-Новое на основании актов общей формы станции Карпогоры составлен итоговый акт общей формы от 11.03.2013 N 1/43.
Следовавшие в адрес Общества вагоны в количестве 56 единиц были оставлены от движения и находились в составе "брошенного поезда" на станции Юрас Северной железной дороги в период с 08.03.2013 по 16.03.2013, о чем в соответствии с требованиями Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом Российской Федерации, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, Дорогой составлены акты общей формы от 08.03.2013 N 7/1 - на "бросание поезда" и от 16.03.2013 N 7/2 - на подъем "брошенного поезда".
По прибытии указанных 56 вагонов на станцию назначения Глубокое-Новое на основании актов общей формы станции Юрас составлен итоговый акт общей формы от 16.03.2013 N 1/41.
В связи с указанным простоем вагонов, Дорога произвела расчет платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станции общего пользования.
Полагая, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по вине ООО "КНУФ ГИПС КОЛПИНО", ОАО "РЖД" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворили иск в полном объеме.
Кассационная инстанция считает выводы судов правильными и не находит оснований для отмены обжалуемых Обществом судебных актов по следующим обстоятельствам.
Согласно положениям статьи 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Также в статье 39 названного Устава предусмотрено, что размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В данном случае факт простоя вагонов на путях общего пользования не оспаривается сторонами и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актами общей формы.
Между тем, представленными актами общей формы подтверждается, что простой вагонов произошел из-за нарушения Обществом технологического срока оборота вагонов.
Довод подателя жалобы о нарушении истцом претензионного порядка урегулирования спора является необоснованным, поскольку порядок предъявления перевозчиком претензий о взыскании с грузоотправителей или грузополучателей сумм платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Между тем, в пункте 5.5 договора N 5Р22-0038/09 стороны определили, что все споры, связанные с данным Договором, разрешаются также в претензионном порядке (в случаях, когда его обязательное соблюдение предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации).
Равным образом является необоснованным довод ответчика о том, что с него незаконно взыскана плата за не принадлежащие истцу вагоны.
Плата за пользование вагонами может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
В данном случае, учитывая согласование сторонами размера спорной платы, взыскание судами первой и апелляционной инстанций платы за пользование не принадлежащими Дороге вагонами за время их нахождения на путях общего пользования является правомерным.
Таким образом кассационный суд считает, что при рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций надлежаще исследовали материалы и обстоятельства дела в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришли к обоснованному выводу о том, что исковые требования Дороги подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные ответчиком в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов судов, в то время как оснований для их переоценки не имеется.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятых по делу решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
В связи с изложенным кассационная жалоба ООО "КНАУФ ГИПС КОЛПИНО" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.05.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суд от 19.08.2014 по делу N А05-1972/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КОЛПИНО" - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.