18 декабря 2014 г. |
Дело N А56-73533/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2014.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Ракчеевой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПЕТРОТРЕЙД" Шацкого С.А. (доверенность от 06.03.2014), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге Матвеева Ю.А. (доверенность от 31.12.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2014 (судья Варенникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-73533/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПЕТРОТРЕЙД", место нахождения: 198303, Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 110, корп. 1, пом. 53Н, ОГРН 1027802735432, ИНН 7805134962 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление Росимущества), выразившегося в уклонении от совершения действий по исключению из реестра федерального имущества записи об объекте, находящемся по адресу: Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д. 10, лит. В, а также об устранении допущенных нарушений прав заявителя путем исключения из реестра федерального имущества записи об объекте недвижимости, находящемся по указанному адресу, внесенном в реестр федерального имущества под номером П12780018795.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Завод имени М.И. Калинина", место нахождения: 199155, Санкт-Петербург, Уральская ул., д. 1, ОГРН 1127847058910, ИНН 7801566094 (далее - Завод).
Решением от 17.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.09.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить решение от 17.03.2014 и постановление от 02.09.2014 и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает на следующее: суды обеих инстанций пришли к неправильному выводу о том, что спорный объект - фундамент - прекратил существование как объект недвижимости; этот объект был незаконно снят с кадастрового учета; суды не дали надлежащей оценки представленным Управлением Росимущества доказательствам, подтверждающим, что спорный фундамент при условии проведения дополнительных работ может быть отнесен к объектам незавершенного строительства.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. Общество также указало, что Управление Росимущества 13.10.2014 исполнило обжалуемое решение и внесло в реестр федерального имущества запись о прекращении права собственности Российской Федерации на спорный объект.
В судебном заседании представитель Управления Росимущества поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Завод извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка площадью 11 771 кв.м с кадастровым номером 78:06:0002059:13, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д..10, лит. А, (свидетельство о государственной регистрации права от 06.09.2013 серия 78-АЗ N 087750).
На указанном земельном участке расположен фундамент, возведенный более 30 лет назад, ранее имевший кадастровый номер 78:6:2059:13.
Управление Росимущества 22.11.2012 внесло указанный объект незавершенного строительства в реестр федерального имущества под номером П12780018795.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу уведомлением от 01.03.2013 отказало Управлению Росимущества в государственной регистрации права федеральной собственности на указанный объект. Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-25609/2013 Управлению Росимущества отказано в удовлетворении заявления о признании указанного отказа незаконным.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата" (далее - Кадастровая палата) 10.09.2013 сняло названный объект с кадастрового учета в связи с прекращением его существования.
Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением от 15.10.2013 N 196 об исключении записи о спорном объекте из реестра федерального имущества.
Поскольку Управление Росимущества в порядке и в срок, установленные Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.10.2011 N 555, не рассмотрело указанное заявление, запись о спорном объекте из реестра федерального имущества не исключило, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Общества.
Суды исходили из следующего.
Порядок учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества, а также обеспечения полноты и достоверности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (далее - Постановление N 447), которым утверждено Положение об учете федерального имущества (далее - Положение). Данным Положением установлен состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества.
В соответствии с пунктом 3 Положения учету подлежит расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом недвижимое имущество: земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости.
Пунктом 31 Положения установлено, что при изменении сведений об объекте учета и (или) о лицах, обладающих сведениями о нем, в том числе в случае прекращения соответствующего вещного права (кроме права собственности) на объект учета, принадлежавший правообладателю, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 3-недельный срок со дня получения документов, подтверждающих указанные изменения, регистрирует поступившие документы, вносит соответствующую запись в журнал учета документов и проводит их экспертизу; формирует записи об изменениях сведений по форме, предусмотренной в приложении N 2 к Положению, и надлежащим образом заверяет их, если по результатам экспертизы установлены подлинность и полнота поступивших документов, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений; исключает из карт сведений об объекте учета изменившиеся сведения, вносит в них изменения и помещает записи в соответствующие подразделы реестра, а поступившие документы - в дело.
Как следует из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе.
Пунктом 5 статьи 1 Закона N 221-ФЗ установлено, что в соответствии с этим законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно статье 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 этого Закона сведений об объекте недвижимости.
Судами установлено, что Кадастровая палата, к полномочиям которой отнесено ведение ГКН, 10.09.2013 исключила из ГКН запись о спорном объекте, представляющем собой разрушенный фундамент, возведенный более 30 лет назад, в связи с прекращением его существования.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2013 по делу N А56-60699/2913 Управлению Росимущества отказано в признании незаконными действий Кадастровой палаты по исключению спорного объекта из ГКН. Вступившим в законную силу решением того же суда от 17.02.2014 по делу N А56-73103/2013 признан законным отказ Кадастровой платы от 11.11.2013 в осуществлении кадастрового учета спорного объекта.
При рассмотрении названных дел с участием Управления Росимущества и Общества было установлено, что спорный объект не относится к недвижимому имуществу, поскольку представляет собой часть фундамента, построенного более 30 лет назад, не прошедшего консервацию, вследствие чего подвергшегося разрушению.
При таком положении суды пришли к правильному выводу о том, что отражение в реестре федерального имущества сведений о фундаменте как объекте недвижимого имущества не соответствует закрепленным в Постановлении N 447 критериям достоверности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе, а также положениям Закона N 221-ФЗ, поэтому уклонение Управления Росимущества от совершения действий по исключению из реестра федерального имущества записи о спорном объекте является незаконным и нарушает права Общества как собственника земельного участка, на котором был расположен названный объект.
Кассационная инстанция считает, что суды, правильно применив нормы материального и процессуального права, правомерно удовлетворили заявление Общества, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 по делу N А56-73533/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.