19 декабря 2014 г. |
Дело N А13-16/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Савицкой И.Г.,
при участии от муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства и ремонтов" Климовой Э.В. (доверенность от 10.01.2014 N 02/2014),
рассмотрев 16.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройГрупп" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.03.2014 (судья Мамонова А.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 (судьи Смирнов В.И., Осокина Н.Н., Холминов А.А.) по делу N А13-16/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройГрупп", место нахождения: 162604, Вологодская область, город Череповец, Кирилловское шоссе, дом 52, ОГРН 1073528015670, ИНН 3528133413 (далее - Общество, ООО "СтройГрупп") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, место нахождения: 160000, город Вологда, Пушкинская улица, дом 25, ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696 (далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 11.10.2013 N 5-2/240-13.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства и ремонтов", место нахождения: 162602, Вологодская область, город Череповец, улица Сталеваров, дом 22, ОГРН 1113528007284, ИНН 3528180100 (далее - МКУ "УКСиР", Учреждение), закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", место нахождения: 127055, Москва, Новослободская, дом 24, строение 2, ОГРН 1027707000441, ИНН 7707308480 (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31.03.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение от 31.03.2014 и постановление от 15.07.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что установленные в аукционной документации требования лишают возможности потенциальных участников принять в нем участие и исключают конкуренцию.
Управление и третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель МКУ "УКСиР" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая вынесенные по настоящему делу решения законными и обоснованными.
Представители Общества, УФАС и ЗАО "Сбербанк-АСТ", надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Вологодской области заключено соглашение от 29.07.2013 N 08.Т07.24.0370 о предоставлении субсидии из федерального бюджета Вологодской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в субъекте Российской Федерации.
В целях исполнения данного соглашения мэрией города Череповца принято постановление от 12.09.2013 N 4274 о заключении муниципального контракта на строительство объекта "Детский сад N 27 в 115 мкр.". Муниципальным заказчиком при размещении заказа для муниципальных нужд на выполнение работ по объекту определено МКУ "УКСиР".
Организатором аукциона - МКУ "УКСиР" утверждена документация и опубликовано 12.09.2013 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме за N 0830300000513000084. Предметом заказа является выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Детский сад N 27 в 115 мкр.". Начальная (максимальная) цена контракта составляет 276 800 000 руб., окончание работ и ввод объекта в эксплуатацию - не позднее 25.12.2014.
Адресом электронной площадки в сети Интернет определен http://www.sberbank-ast.ru.
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 07.10.2013 проведенный аукцион признан несостоявшимся, поскольку только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданная участником открытого аукциона, принявшим участие в открытом аукционе, признана соответствующей требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Считая, что документация об аукционе содержит нарушения законодательства о конкуренции и размещении государственного заказа, ООО "СтройГрупп" 02.10.2013 обратилось с жалобой в УФАС.
По результатам рассмотрения жалобы Комиссия по контролю в сфере размещения заказов УФАС приняла решение от 11.10.2013 N 5-2/240-13 (исх. N 5125 от 11.10.2013) о признании жалобы ООО "СтройГрупп" необоснованной.
Считая данное решение УФАС незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленного требования, признав обоснованными выводы УФАС о правомерности действий заказчика при определении требований к объекту аукциона.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, оценив доводы кассационных жалоб, не находит оснований для их удовлетворения.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.
На основании положений части 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказов может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов путем запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 94-ФЗ решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями названного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2 и 4.1 - 6 статьи 34 указанного Федерального закона.
В силу части 2.1 статьи 34 Закона N 94-Ф не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Кроме того, согласно части 3.1 статьи 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе не может содержать требования к товару и услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что заказчик вправе определить в документации об аукционе в электронной форме такие требования к качеству и потребительским свойствам товара, которые соответствуют его потребностям, необходимы для выполнения соответствующих государственных и муниципальных функций и не ограничивают круг участников размещения заказа.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что предметом спорного аукциона заявлено выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Детский сад N 27 в 115 мкр.".
При этом начальная (максимальная) цена контракта, материалы для строительства объекта, стоимость работ и сроки их выполнения были определены заказчиком на основании предпроектных разработок ООО АПК "Проектжилстрой", в котором расчет был производен исходя из строительства здания из панельных конструкций по серии 1.090.1-1.
Надлежащим образом исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что аукционная документация разрабатывалась и утверждалась заказчиком исходя из своих потребностей и целей эффективного использования источников финансирования с учетом назначения объекта, общей площади и вместимости здания, сроков окончания работ, а также цены контракта.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что указание в аукционной документации на конкретную марку и серию строительного материала лишает возможности применения иных технологий и материалов, в том числе строительства здания в кирпичном исполнении, и ограничивает допуск потенциальных участников к аукциону, является несостоятельным, поскольку использование кирпича увеличит как срок сдачи объекта, так и его стоимость.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона N 94-ФЗ в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Таким образом, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии ограничения конкуренции в обжалованных им действиях заказчика.
Кроме того, согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ решение об отказе в удовлетворении заявленного требования суд принимает в том случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В данном случае заявитель не представил доказательств фактического нарушения оспариваемым решением своих прав, создания данным решением заявителю препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не указал, какое право подлежит восстановлению.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций в полной мере отвечают подлежащим применению нормам материального права, правилам доказывания и иным требованиям процессуального закона, являются законными и обоснованными.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пунктом 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.03.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 по делу N А13-16/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройГрупп" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.