22 декабря 2014 г. |
Дело N А66-12537/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" Чевычалова Д.В. (доверенность от 10.10.2014 N 869-Д), Лариной А.Ю. (доверенность от 08.10.2013 N 481-Д), Михеева Д.В. (доверенность от 25.12.2013 N 570-Д),
рассмотрев 15.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу N А66-12537/2013 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания", место нахождения: 115054, Москва, Павелецкая пл., д. 1А, ОГРН 1057749440781, ИНН 7705705370 (далее - ОАО "Центральная ППК", Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области (далее - Министерство социальной защиты) о взыскании 514 737 руб. 10 коп. убытков, возникших в результате предоставления 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении гражданам, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2011 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Тверской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тверской области, Министерство транспорта Тверской области.
До принятия судом решения по делу истец уменьшил исковые требования до 512 623 руб. 40 коп.
Решением от 27.06.2014 суд удовлетворил иск.
Постановлением от 11.09.2014 апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска и взыскания судебных расходов и отказала в удовлетворении иска ОАО "Центральная ППК", а в остальной части решение суда оставила без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Центральная ППК", ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Тверской области просит оставить постановление апелляционного суда без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 15.12.2014 до 15 час. 30 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы.
Представители иных, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ОАО "Центральная ППК" с 16.05.2006 в соответствии с лицензией серии ППБ N 7703265 осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
В период с 01.01.2011 по 31.12.2011 ОАО "Центральная ППК" осуществляло перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в межсубъектном пригородном сообщении по территории Москвы, Московской области с заездом на территорию Тверской области. Регулярные перевозки в 2011 году железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении осуществлялись по маршрутам Вязьма - Ржев-Балтийский, Москва - Бутырская - ст. Савелово, ст. Голицино - ст. Савелово.
В силу сложившегося графика движения пригородных электропоездов маршруты Вязьма - Ржев-Балтийский, Москва - Бутырская - ст. Савелово, ст. Голицино - ст. Савелово проходят через станции, относящиеся к территории Тверской области.
Постановлением администрации Тверской области от 29.03.2007 N 97-па "О предоставлении права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан" установлен Порядок предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан, включенным в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, место жительства которых находится на территории Тверской области, в размере 50% стоимости проезда (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка, правом льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения обладают следующие категории граждан, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенные в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, если иное не установлено другими нормативными правовыми актами Тверской области:
- лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
- ветераны труда и граждане, приравненные в соответствии с федеральным законодательством к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года;
- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий";
- ветераны труда Тверской области.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка льгота по проезду распространяется на весь маршрут следования, включая смежные субъекты Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 Порядка возмещение расходов организаций железнодорожного транспорта на предоставление льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения лицам, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка, а также предоставление организациями железнодорожного транспорта департаменту социальной защиты населения Тверской области ежемесячной отчетности и счетов на оказание услуг для их оплаты производится на основании договоров (соглашений), заключенных между организациями железнодорожного транспорта и департаментом социальной защиты населения Тверской области.
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Тверской области с 01.01.2011 по 29.03.2011 осуществлялась истцом по установленному тарифу приказом РЭК Тверской области от 01.12.2008 N 185-нп "О согласовании предельных зонных тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении", с 30.03.2011 по 31.12.2011 приказом РЭК Тверской области от 17.03.2011 N 0203-00П01-нп "Об установлении единого предельного тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении".
Общество исходило из того, что в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 оформило проездные документы в соответствии с требованием установления 50% скидки на общую сумму 512 623 руб. 40 коп., соответственно потери в доходах перевозчика составили 512 623 руб. 40 коп.
Как указало Общество, за 2011 оформило проездных документов на проезд в поездах пригородного сообщения с 50-процентной скидкой на общую сумму 512 623 руб. 40 коп.
ОАО "Центральная ППК" 08.07.2013 направило письмо N 2896-13 в адрес Министерства социальной защиты населения Тверской области с требованием возместить перевозчику причиненные убытки. Письмом от 19.07.2013 N 5/3899/1248 данное Министерство отказало в возмещении выпадающих доходов.
В связи с указанными обстоятельствами ОАО "Центральная ППК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области, о взыскании 512 623 руб. 40 коп. убытков, возникших в результате предоставления 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении гражданам, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2011 году.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, отметив, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска и взыскания судебных расходов и отказал в удовлетворении иска ОАО "Центральная ППК", а в остальной части решение суда оставил без изменения. При этом суд апелляционной инстанции сослался на недоказанность размера заявленных ОАО "Центральная ППК" убытков в порядке статьи 65 АПК РФ.
Кроме того, как указал суд апелляционной инстанции, Общество не представило документов, в которых зафиксированы персонифицированные данные граждан - получателей льгот, в том числе: имя льготника, вид и реквизиты документа, на основании которого предоставлена льгота, дата приобретения билета, вид билета, период его действия, маршрут следования, стоимость проезда.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 12-14 части 1 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции должны быть указаны в том числе:
обстоятельства дела, установленные арбитражным судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;
мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, если его решение было отменено полностью или в части;
выводы о результатах рассмотрения апелляционной жалобы.
Подавая апелляционную жалобу Министерство финансов Тверской области сослалось на то, что финансовое обеспечение льготного проезда указанных категорий граждан является расходным обязательством Российской Федерации и подлежит взысканию за счет средств бюджета Российской Федерации.
Между тем суд апелляционной инстанции в нарушение статей 170, 271 АПК РФ не дал оценки приведенному доводу, не разрешив спор по существу.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, придя к выводу о недоказанности размера убытков, исходил из необходимости наличия персонифицированных данных в отношении всех граждан льготных категорий, которым выдавались билеты на проезд в пригородном железнодорожном транспорте.
Однако суд апелляционной инстанции не указал нормативный акт на основании которого он пришел к данному выводу, не устранил имеющихся противоречий, что повлекло принятие необоснованного судебного акта.
Ссылка апелляционной инстанции на аналогичные выводы судов в рамках дела N А66-2927/2009 подлежит отклонению, поскольку в деле N А66-2927/2009 судами установлены иные обстоятельства.
Ввиду изложенного, на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции надлежит дать правовую оценку всем доводам апелляционной жалобы, а также доводам Общества в части подтверждения размера убытков и вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 по делу N А66-12537/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.