24 декабря 2014 г. |
Дело N А13-3705/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
рассмотрев 17.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.06.2014 (судья Попова С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 (судьи Писарева О.Г., Виноградов О.Н., Козлова С.В.) по делу N А13-3705/2014,
установил:
Департамент культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, Советский пр., д. 6, ОГРН 1093525007344, ИНН 3525224461 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации города Вологды, место нахождения: 160000, г. Вологда, Каменный Мост, д. 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930 (далее - Администрация), о понуждении выполнить условия охранного обязательства от 25.11.2009 N ОО-Ф-159-09, выданного в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Дом жилой, (дер.), XIX в.", расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Кирова, д. 32/40 (далее - Объект), а именно в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить обследование Объекта для определения объема проектных работ, установить информационную табличку на Объекте, провести мероприятия по благоустройству территории Объекта; в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить проектные работы по сохранению Объекта; в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести на Объекте ремонтно-реставрационные работы согласно проекту и техническому заданию, провести мероприятия по отводу поверхностных вод (вертикальная планировка) от здания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. М.Ульяновой, д. 6А, ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602, Управление культуры и историко-культурного наследия администрации города Вологды, место нахождения: 160000, г. Вологда, Козленская ул., д. 6, ОГРН 1093525018971, ИНН 3525233716.
Решением от 30.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.09.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить.
Податель жалобы указывает, что объемы бюджетных ассигнований на мероприятия по сохранению Объекта по программе "Сохранение памятников деревянного зодчества и других объектов культурного наследия, расположенных на территории муниципального образования "Город Вологда", на 2011 - 2020 годы", утвержденной постановлением Администрации от 27.09.2010 N 5097, на 2014 год не предусмотрены; установленные судом сроки выполнения работ негативно повлияют на исполнение возложенных на Администрацию обязательств по решению вопросов местного значения, по реализации иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: г. Вологда, ул. Кирова, д. 32/40, является объектом культурного наследия федерального значения "Дом жилой (дер.), XIX в.", поставлено под государственную охрану Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" и находится в собственности муниципального образования "Город Вологда".
Администрация (пользователь) и Департамент (госорган) 25.11.2009 заключили охранное обязательство N ОО-Ф-159-09 в отношении Объекта, согласно пунктам 2, 3 которого пользователь обязался обеспечить режим содержания Объекта, а также провести реставрационные, ремонтные и иные работы в объемах и сроки, которые предусмотрены актом технического состояния и определения плана ремонтно-реставрационных работ на Объекте, благоустройства его территории, являющимся неотъемлемой частью охранного обязательства, а также разовыми предписаниями госоргана; содержать объект культурного наследия и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке, а также содержать необходимый для обслуживания Объекта персонал.
Подробный план ремонтно-реставрационных работ и работ по благоустройству территории на Объекте, равно как и сроки их выполнения, определены актом технического осмотра, являющимся приложением к охранному обязательству.
Согласно данному плану в 2009 году на Объекте необходимо было установить информационную табличку; в 2009 - 2011 годах выполнить обследование Объекта для определения объема проектных работ и проектные работы по сохранению Объекта; в 2010 - 2012 годах провести на Объекте ремонтно-реставрационные работы согласно проекту и техническому заданию, провести мероприятия по благоустройству территории и отводу поверхностных вод (вертикальная планировка) от здания, чтобы предотвратить доступ влаги к цоколю здания.
По результатам проверки исполнения охранного обязательства, проведенной Департаментом 21.02.2014 во исполнение Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1204 "Об утверждении Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", общее состояние Объекта установлено как недопустимое, о чем составлен соответствующий акт N 8/14.
В названном акте зафиксировано следующее.
Южная часть дома не эксплуатируется. Цоколь кирпичный, имеются вертикальные трещины, в местах, где наружная отделка отсутствует - выветривание швов. Наружная отделка цоколя покрыта грибком сине-зеленого цвета. Продухи заложены, уровень культурного слоя завышен, отмостка отсутствует. Стены - деревянный сруб с калеванной обшивкой. На свесах кровли наблюдается расфальцовка швов, протечки, затекание воды в пространство между наружными ограждающими стенами и обшивкой, о чем свидетельствуют многочисленные разводы на обшивке. По уличным фасадам присутствуют незначительные провисы. По периметру всего здания во фронтонной его части нарушена обшивка, частично утрачены элементы декора подкарнизного пояса, крылец. Парадные входы имеют вертикальное отклонение. На западном крыльце отсутствует лестница. Дворовые входы утрачены. Оконные заполнения первого этажа в эксплуатируемой части здания зашиты листами ДСП или заколочены досками, стекла отсутствуют, в окнах второго этажа стекла также отсутствуют либо разбиты, что влечет нарушение температурно-влажностного режима и при попадании атмосферных осадков намокание внутренних конструкций здания; утрачена часть рам. Текущее состояние здания свидетельствует о несоблюдении режима содержания объекта и отсутствии проводимых ремонтно-реставрационных работ. Информационная табличка на памятнике отсутствует. Состояние внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов Объекта в полной мере определить невозможно, так как доступ в помещения ограничен, осмотр внутренних помещений не осуществлен. Живопись (монументальная, станковая) отсутствует. Предметы прикладного искусства отсутствуют. По периметру здание не огорожено, доступ на территорию свободный, мусором она не захламлена. Уровень проезжей части завышен на высоту цоколя, отвод поверхностных вод не организован.
Департамент, ссылаясь на невыполнение Администрацией условий охранного обязательства, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования Департамента, суды исходили из положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Проверив правильность применения судами норм права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 3 статьи 48 Закона N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с пунктом 4 названной статьи право собственности на объект культурного наследия обременяется условиями охранного обязательства его собственника по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требованиями к условиям доступа к объекту граждан, иными обеспечивающими сохранность объекта требованиями.
Из материалов дела следует, что Объект находится в собственности муниципального образования "Город Вологда"; охранное обязательство от 25.11.2009 N ОО-Ф-159-09 в отношении этого объекта выдано Департаменту Администрацией в лице заместителя главы города Вологды, действующего на основании распоряжения главы города Вологды от 14.04.2009 N 17-л. Действительность названного обязательства, равно как и невыполнение его условий, ответчик не отрицает.
Статьями 309, 310 ГК РФ определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В материалах дела не имеется сведений о передаче ответчиком своих обязанностей по данному обязательству иным органам (организациям) либо о прекращении права собственности муниципального образования "Город Вологда" на Объект. Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Администрации полномочий по сохранению и использованию объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования "Город Вологда", и расходных обязательств по реализации данных полномочий получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанций и не опровергают их выводов.
При наличии препятствий для исполнения решения от 30.06.2014 в установленные сроки в связи с необходимостью соблюдения требований бюджетного законодательства Администрация не лишена возможности обратиться в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном статьей 324 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования Департамента.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.06.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 по делу N А13-3705/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.